C начала семидесятых годов прошлого столетия военное руководство СССР проявляло огромный интерес к разработкам, связанным с лазерным оружием. Лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах. Все построенные установки были привязаны к стационарным источникам энергии и не отвечали главному требованию военного космоса – полной автономности, это также не позволяло конструкторам провести полноценные испытания. Правительством СССР задача по испытаниям и отработке автономности была возложена на ВМФ. Лазерную пушку, проходившую во всех документах под обозначением МСУ (мощная силовая установка) было решено установить на надводном корабле ...
В 1976 году главком ВМФ СССР С.Н.Горшков утвердил ЦКБ «Черноморец» специальное задание на переоборудование десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно, которое получило обозначение проект 10030 «Форос». На «Форосе» планировалось испытывать лазерный комплекс «Аквилон», в задачи которого входило поражение оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника.
Процесс переоборудования затянулся на восемь лет, масса и приличные габариты «Аквилона» потребовали значительного усиления корпуса корабля и увеличения надстройки. И вот в конце сентября 1984 года судно под обозначением ОС-90 «Форос» вступило в состав Черноморского флота СССР. В октябре 1984 года в Феодосийском полигоне с опытового судна «Форос» впервые в истории советского ВМФ были проведены испытательные стрельбы из лазерной пушки. Стрельбы в целом прошли успешно, низколетящая ракета была своевременно обнаружена и уничтожена лучом лазера.
Специально для испытаний боевых лазерных систем в корабельных условиях Невским ПКБ был разработан проект 05961, который предусматривал переделку лесовоза «Восток-3» типа «Вытегралес» в носитель лазерного оружия. Переделанный корабль получил наименования «Диксон». В 1978 году в Севастополе корабль был перестроен, параллельно с переоборудованием «Фороса». Лазерная установка «Айдар» она требовала значительных затрат энергии. Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолета Ту-154. В результате процедуры переоборудования полное водоизмещение корабля возросло до 9,5 тысяч тонн. Все работы по созданию новой лазерной пушки были засекречены, она должна была стать самой мощной советской боевой лазерной установкой, проект получил название «Айдар». Работа над модернизацией «Диксона» требовала огромного количества ресурсов и денежных средств. Кроме этого, в ходе работ конструкторы постоянно сталкивались с проблемами научного и технического характера. Так, например, для того, чтобы оборудовать корабль баллонами для сжатого воздуха в количестве 400 штук, пришлось с обоих бортов полностью снять металлическую обшивку. Потом выяснилось, что сопутствующий стрельбе водород может скопиться в закрытых пространствах и ненароком взорваться, пришлось монтировать усиленную вентиляцию. Специально под лазерную установку верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она имела возможность раскрываться на две части. В результате пришлось укреплять потерявший прочность корпус.
В конце 1979 года «Диксон» был переведен в Крым, в Феодосию, на Черное море. Здесь на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе корабль был оборудован лазерной пушкой и системами управления. Здесь же на корабль заселился экипаж. Первые испытания «Диксона» прошли летом 1980 года. В ходе испытаний был дан лазерный залп, стреляли по мишени, расположенной на берегу на расстоянии 4 километра. Поразить мишень удалось с первого раза, но при этом самого луча и видимых разрушений мишени никто из присутствующих не увидел. Попадание было зафиксировано тепловым датчиком, установленным на самой мишени. КПД луча составлял все те же 5%, всю энергию луча поглотили испарения влаги с поверхности моря.
Испытания продолжались до 1985 года. В результате дальнейших испытаний удалось получить данные, в каком виде могут компоноваться боевые лазерные установки, на каких классах военных кораблей лучше всего их устанавливать, удалось даже повысить боевую мощь лазера. Все намеченные испытания к 1985 году были успешно завершены. Оба корабля входили в состав 311 дивизиона опытовых судов. В 1990 годы лазерные установки были демонтированы, техническая документация уничтожена, а сами уникальные корабли «Форос» и «Диксон» – пионеры советского лазеростроения – ушли на слом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОПЫТОВОГО СТЕНДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 596П «ДИКСОН» : Водоизмещение
– 9500 тонн; Длина – 150 м; Ширина – 18 м; Осадка – 6 м; Скорость хода –
12 узлов; Дальность плавания – 7350 миль; Экипаж (с испытательной
партией) – 240 человек; ВООРУЖЕНИЕ: Комплекс специального (лазерного)
вооружения «Айдар».
В дальнейшем было принято решение испытать комплекс «Аквилон» на
боевом корабле. Для этого один малый артиллерийский корабль был построен
по измененному проекту 12081 (базовый проект 1208) с установкой
опытного лазерного комплекса «Аквилон», испытания которого начались в
1986 году.
В середине 1980-х годов было принято решение испытать специальный комплекс «Аквилон» на боевом корабле. Для этого один малый артиллерийский корабль был построен по измененному проекту 12081 (базовый проект 1208) с установкой опытного лазерного комплекса «Аквилон», испытания которого начались в 1986 году. Уменьшенную и упрощенную версию «Аквилона» установили на малый артиллерийский корабль МАК-11 «Вьюга» проекта 12081. Его лазерный излучатель предназначен для вывода из строя оптико-электронных средств и поражения органов зрения личного состава противодесантной обороны противника.
Как отмечено в презентации НПО «Геофизика», в 1986 году принят на совместное техническое обслуживание комплекс «Аквилон» – комплекс лазерного противодействия оптико-электронным средствам, входящим в состав береговой обороны вероятного противника, разработанный НПО «Геофизика».
На этом же корабле штатно разместили противотанковый ракетный комплекс «Бастион-К», аналогичный тем, что устанавливались на модернизированные танки Т-55АМ (ракета запускалась через ствол пушки и управлялась по лазерному лучу). Впоследствии, уже после развала СССР, когда в 1994 году соединение речных кораблей ВМФ на Амуре окончательно перестало существовать, все оставшиеся корабли данного типа были переданы пограничникам. В настоящее время ПСКР «Вьюга» пр.12081 с лазерным комплексом «Аквилон» находится в составе береговой охраны погранвойск России.
ХАРАКТЕРИСТИКИ МАК ПРОЕКТА 12081 : Водоизмещение,
т: - стандартное: 390 - полное: 450 Размерения, м: - длина: 55,13 -
ширина: 9,14 - осадка: 1,44 Энергетическая установка: 3х3800 л.с..
дизели М-504Б, 1 ДГ 200 кВт, 2 ДГ по 100 кВт Скорость полного хода, уз:
23 Дальность плавания: 540 миль (10 уз) Автономность, сут: 10
Бронирование, мм: борт – 20, погреба – 35, ГКП – 35, башни – 35 Экипаж,
чел: 32 (4 офицера) ВООРУЖЕНИЕ: 4 ПУ ЗРК 9К32 «Стрела-2» (ЗУР 9М32) 2х1
100 мм Д-10-Т2с – 240 выстрелов (ПТУРК «Бастион-К» (ПТУР 9М117) – СУ
«Волна») 1х6 30 мм АК-630 – СУ МР-123″Вымпел-А» 2х2 12,7 мм «Утес-М» 2х1
7,62 мм ПКТ – спаренные с Д-10-Т2с 2х1 30 мм гранатомета БП-30″Пламя»
1х2 140 мм ПУ НУРС ЗИФ-121М»Снег» (120 выстрелов М-14ОФ) – СУ
«Искра-1208″ 1 излучатель комплекса лазерного оружия «Аквилон» –
пр.12081 Радиотехническое вооружение: Аппаратура госопознавания
«Нихром-М», РЛС «Миус».
Комментариев нет:
Отправить комментарий