26/01/24

Проект пассажирского самолёта "Сталь-5" (СССР. 1933 - 1934 год).

"Бехсвостки" в СССР в довоенное время. Вспоминается Калинин с К-12, Беляев с ДБ-ЛК, Москалёв со своей "Стрелой" (кто ещё?). А был ещё Александр Иванович Путилов с проектом "Сталь-5". В 1931 году по поручению правительства СССР А.И. Путилов был назначен Главным конструктором нового самолетного ОКБ по постройке самолетов из нержавеющей стали. В 1932 году ОКБ был создан опытный стальной самолет “Сталь-2”, который был запущен в серию и произведен в количестве 200 шт. на заводе № 81 в Тушино. Путилов продолжил свои удачные опыты с нержавеющей сталью. Очередной его проект, в котором основным конструкционным материалом являлась сталь марки «Энерж-6» и применялись различные методы контактной сварки, был самолёт «Сталь-5» ...
Самолет по схеме представлял собой "бесхвостку" с двумя двигателями М-34Ф мощностью по 860 / 900 л. с. и с двойным вертикальным оперением — напротив двигателей в струе их винтов, на краях утолщенной средней части крыла. Кабина летчиков — на оси самолета, немного выступающая из носка крыла, удлинение которого было 4,6. Размах 23,0 м, площадь 120 кв.м. Назначение самолета — пассажирский экспресс дальнего действия на 18 пассажиров. Масса пустого — около 5,5 т, полетная — около 8 т.
Конструкция самолета — весь каркас из стали Энерж-6 с полотняной обшивкой консолей крыла и вертикального оперения и бакелитовой фанерой в центроплане, прикрепленной к каркасу посредством штампованных шайб на точечной сварке.Проектирование самолета было начато в 1933 г., в начале 1934 г. был утвержден макет и сделан один пробный лонжерон крыла для статических испытаний. Выполнен был этот лонжерон прекрасно. Его форменная конструкция с полками по типу самолета “Сталь-3”, с раскосами и узлами ласкала глаз чистотой работы, красотой гладкого блестящего металла и общим впечатлением целесообразности и гармонии. Лонжерон был экспонирован на выставке достижений нашей техники в Политехническом музее, где он долго привлекал к себе всеобщее внимание. Тем временем .было решено проверить схему “Сталь-5” в полете путем постройки и испытания его летающей модели. В это же время шла постройка самолета “Сталь-11”, разработка “Сталь-5” задержалась и самолет построен не был.
Но так как практически всегда было в СССР, а тем более в те годы, гражданские самолёты должны были быть максимально унифицированными с самолетами ВВС и иметь двойное назначение, гражданское и военное. Для ВВС тогда предлагался вариант "Сталь-5"ХБ - "химический боевик" (летающая цистерна с ОВ). 

Для проверки схемы самолёта было решено построить летающую модель. Летающая модель самолёта «Сталь-5» была построена по схеме «летающего крыла» с двумя двигателями «Сальмсон» мощностью по 45 л.с. Каркас самолёта был выполнен из стали «Энерж», обшивка крыла фанерная, а оперения — полотняная. Модель не вполне совпадала с проектной схемой «Сталь-5». Задняя кромка была почти прямая, а на концах были поставлены «шайбы» вертикального оперения. Вся задняя кромка, за исключением участка за кабиной, была занята элеронами и рулями высоты перевернутого профиля. В 1935 году модель самолёта испытывалась в полёте (лётчик В.В. Карпов). Полет был удачен, но в результате испытаний выяснилось, что самолёт очень строг в пилотировании. Этим всё и закончилось.

Вполне можно допустить, что если бы проект получил развитие, то вероятно на базе самолета "Сталь-5" мог получиться неплохой боевой ударный самолёт. 

Источники : Шавров В.Б., История конструкций самолетов в СССР 1917-38 г.г. , Агавельян С.Д., Краткий очерк научной, инженерно-конструкторской, профессорской и общественной деятельности А.И.Путилова и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий