04/01/24

Опытное базовое шасси SEP (Splitterskyddad Enhets Plattform) (Швеция. 2006 год).

Внешне эта боевая машина не выделяется среди себе подобных — БМП и БТРов, однако, в ней воплощены новые идеи. Насколько новые? Это смотря как оценивать. Возможно, подобные мысли витали в воздухе давно, но именно здесь они были реализованы в металле ...
Оружейники во многих странах давно поняли, что на шасси одной и той же машины (боевой машины пехоты, к примеру) можно создавать разные по назначению «изделия», заменяя башню с малокалиберной пушкой и пулемётом, например, пусковым блоком ракет (противотанковых или для земля-воздух), а то и вовсе — удаляя вооружение и устанавливая то или иное инженерное оборудование. Но здесь разработчики машины довели принцип «детского конструктора» до абсолюта. В новом проекте предусмотрен большой набор дополняющих друг друга, а порой и взаимозаменяемых стандартных «кубиков», из которых можно собрать широченную гамму бронированных боевых машин, причём как на колёсном, так и на гусеничном ходу. Новинку под названием SEP представила на парижской выставке вооружений Eurosatory фирма Hägglunds — дочернее предприятие известнейшего оружейного транснационального гиганта BAE Systems. SEP – это сокращение от шведского Splitterskyddad Enhets Plattform — «Модульная тактическая платформа». Оригинальная система замены центральной части корпуса, стыкующейся с базовым шасси, позволяет превращать SEP в тягач, санитарную машину, бронетранспортёр для 12 пехотинцев, ракетную пусковую установку, в том числе – с вертикальным стартом ракет, командный пункт, машину разминирования, радар, разведывательную машину, машину для химического и радиационного анализа и обеззараживания, центр связи, машину для радиоэлектронной борьбы и самоходный миномёт.
Вы скажете, что всё это разнообразие, в общем-то, демонстрируют и известные военным бронированные машины. Однако вся прелесть этой системы в том, что стандартные так называемые «модули миссии» могут быть заменены уже после выхода машины с конвейера, фактически – в войсках. Так что генералы могут маневрировать своими возможностями, превращая, почти на ходу, вчерашние разведывательные броневики в противотанковые установки, а завтра – в машины для системы ПВО.
Благо, все модули имеют стандартизированные разъёмы и замки, соединяющие их с шасси, которое может быть колёсным (полноприводным, с формулой 6 х 6 или 8 х 8) или гусеничным. Внутри базовых шасси также велика унификация узлов. И здесь ключевую роль играет выбранная система привода. И колёса, и гусеницы в SEP вращают исключительно электромоторы. Они получают питание от мощных аккумуляторов, которые подзаряжает дизель-генератор. Прямой связи колёс и ДВС здесь нет, что дало инженерам огромную свободу в компоновке агрегатов.
Авторы машины отмечают, что в SEP стоит сразу два дизель-генератора — для большей надёжности. Их суммарная мощность – 100 киловатт. Дизели установлены в надгусеничном или надколёсном пространстве (по бортам), что оставляет свободным большой объём в центре машины, а также – даёт экипажу дополнительную защиту. Электромоторы же встроены в ступицы каждого колеса. И, конечно, электрическая трансмиссия, вернее – гибридный привод последовательного типа, даёт машине новые возможности. Так, в колёсном варианте можно управлять вращением каждого колеса индивидуально и выполнять, скажем, танковый разворот на месте. Запас энергии в аккумуляторах позволяет SEP некоторое время двигаться почти беззвучно, не включая дизели (два по 270 л.с). Такой режим, кстати, делает машину малозаметной в инфракрасном диапазоне. Высокая гибкость и надёжность системы, относительно малый расход топлива и лучшие экологические показатели, высокая ремонтопригодность в полевых условиях, взаимозаменяемость узлов у машин разного назначения, а также, по словам фирмы, более низкие эксплуатационные расходы, в сравнении с БТР и БМП прежних поколений – главные достоинства новой модульной схемы. Потратив 10 лет на развитие проекта, шведы изготовили несколько образцов SEP двух типов: с шестиколёсным и гусеничным шасси. А к концу нынешнего года из ворот компании должен выйти и восьмиколёсный вариант. Шесть месяцев испытаний и 3 тысячи километров в разных климатических условиях доказали надёжность машин. В тестах инженеры особое внимание уделяли гибридной дизель-электрической системе, её электронике. Одной из интересных возможностей этой системы является способность удерживать машину неподвижно на склоне при помощи электромоторов (режим Hillhold).
Разумеется, здесь установлены самые новейшие электронные системы, позволяющие управлять вооружением, вести разведку, поддерживать связь, выявлять неисправности агрегатов и так далее, и тому подобное. Всё это выполнено в эргономичном интегрированном виде, удобном для «общения» экипажа с машиной и, конечно, стойким к различным сбоям. Полный вес SEP, с учётом полного боекомплекта, составляет 17,5 тонн (8-колёсный вариант будет иметь максимальный вес до 24 тонн), что позволяет транспортировать машину по воздуху. При этом 6 тонн из них – это грузоподъёмность, так что разнообразного оборудования и вооружения сюда можно втиснуть немало. Внутренний, используемый для целевой нагрузки объём – 10 кубометров. А полный – 13 кубов. Длина и ширина SEP одинакова и для колёсного (6 х 6), и гусеничного исполнения – 5,9 и 2,7 метра соответственно. А вот высота чуть различна – 1,9 для гусениц и 2 метра для колёс. Максимальные скорости также различны – 100 километров в час у колёсной SEP и 85 – у гусеничного варианта. Кстати, о гусеницах. Они – резиновые, ленточные (то есть — неразрывные). Компания пишет, что применённые материалы и конструкция обеспечили этой резиновой гусенице, кто бы мог подумать, вдвое больший срок службы, чем у гусеницы стальной; при значительно меньшем весе и уровне шума. У резины, естественно. При этом и система подвески, и привода гусеницы также были спроектированы с таким расчётом, чтобы снизить уровень шума до величин, свойственных обычным легковушкам на дорогах. Уровень защиты машины может варьироваться путём установки дополнительных бронеэлементов из керамики: от базового уровня (корпус машины выполнен из броневой стали) – от винтовочных пуль и осколков снарядов, через промежуточный – от пуль, выпущенных из пулемёта калибра 14,5 миллиметра, до высокого – от 30-миллиметровых снарядов, в том числе – с бронебойным сердечником. 
 
Выставка в Париже показала огромный интерес к SEP со стороны ряда стран Европы (Британии и Норвегии, в частности), а также – Австралии. Шведы полагают, что рынок таких машин измеряется тысячами штук. Вероятно, они правы. Ведь пришествие гибридного дизель-электрического привода на боевые машины – это не отдельный случай, а тенденция нашего времени.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий