1) ОБТ «Зульфикар» принят на вооружение в 1994 году, однако серийное производство в Иране по финансовым причинам началось только в 1999-м с использованием комплектующих танка T-72S. На нем установлена стабилизированная 125-мм (скорее всего) пушка с автоматом заряжания, система управления огнем с лазерным дальномером и приборы ночного видения ...
На танке смонтирован дизельный двигатель V-84MS мощностью 1000 л. с. и установлена трансмиссия, используемая на американских ОБТ М48 и М60. Масса танка 40 т, а максимальная скорость по шоссе 70 км/ч. Зарубежные специалисты отмечают его хорошую маневренность на пересеченной местности и усиленную броневую защиту. Предусмотрена возможность установки элементов динамической защиты. Танк оборудован защитой от ОМП. О танке известно достаточно не много. Но похоже что это по сути переделка М60 на местных БТРЗ с установкой своей начинки, то что Иран может делать современные башни сомнительно, если у них с изготовлением бортов корпуса T-72C трудности. Теперь не много о ходовой. Судя по фотографии, поддеоживающие катки М48, а по носу корпуса - М60.Пушка похожа на орудия либо от Т-72 либо от Т-62, но скорее 2А20 от Т-62.
Одним словом эта машина , действительно, больше напоминает производство ради производства, по политическим мотивам. И скорей всего очень малыми сериями. Что называется, я его слепила из того что было. А это фото танка Зульфикар-3. Обратите внимание катков у него уже 7, а не 6 как на других Зульфикарах.
2) Основной боевой танк Zulfiqar-1 (или Zolfaqar) был разработан в начале 1990 годов по инициативе заместителя командующего сухопутными войсками бригадного генерала Mir-Younes Masoumzadeh. Свое название этот танк получил по имени легендарного меча шиитского имама Хазрата Али. Первые прототипы танка проходили испытания в 1993 году. Шесть предсерийных образцов танка были выпушены в 1997 году. Основной боевой танк Zulfiqar-1 создан на основе технических решений и основных узлов и агрегатов американских танков M48 и M60 и российского Т-72С. Первые в больших количествах (соответственно 240 и 355) поставлялись шахскому режиму в 1970-е годы, последний в настоящее время производится в Иране по российской лицензии. Все эти машины относятся к танкам второго поколения.
Компоновка танка — классическая с кормовым расположением МТО. Корпус и башня сварные, достаточно простой формы, близкой к прямоугольной. Лобовой лист корпуса расположен под большим углом наклона к вертикали. Место механика-водителя находится на продольной оси танка.
Ходовая часть выполнена по образцу танков M48 и M60. Судя по оформлению кормы корпуса, также аналогичной американским образцам, но выполненной сварной, трансмиссия SPAT 1200 является копией трансмиссии M60. Вооружение танка состоит из 125-мм российской гладкоствольной пушки 2А46, изготавливаемой в Иране по лицензии. Открытым остается вопрос о наличии на танке автомата заряжания. В танке используется СУО EFCS-3 словенского производства, созданная для модернизации танков Т-55. Вспомогательное вооружение состоит из 7,62-мм спаренного пулемета и 12,7-мм зенитного пулемета, установленного на командирской башенке. На лобовой броне башни слева и справа от пушки установлены блоки дымовых гранатометов.
Помимо базовой модификации Zulfiqar-1 к 1999 году были изготовлены танки Zulfiqar-2 и Zulfiqar-3. Первый внешне отличается от базового варианта новой башней и наличием фальшбортов. У второго используется новая ходовая часть с 7 опорными катками. На этих танках установлена СУО с лазерным дальномером, тепловизионные приборы ночного видения, автомат заряжания. Танки оснащены двигателем В-84МС мощностью 1000 л.с. Боевая масса возросла до 40 т. На машинах усилено основное бронирование и предусмотрена возможность установки динамической защиты.
В конце июля 1997 года президент Ирана Хашеми Рафсанджани официально открыл новую производственную линию по сборке основных боевых танков Zulfiqar и гусеничных бронетранспортёров Boragli.
Однако утверждать точно, что серийное производство танков Zulfiqar начато трудно. Точных данных нет, а остальные колеблются внутри фантастической вилки от 4 до 520 изготовленных машин. Первая цифра основывается на том, что ни на парадах в Тегеране, ни на официальных показах более 4 танков этого типа иранцы не демонстрировали. Вторая принадлежит иранским официальным источникам и, скорее всего, это — общее число изготовленных в Иране танков за последние 10 лет. Основу этой цифры, безусловно, составляют не Zulfiqar, а российские Т-72С. Судя по всему, можно более или менее уверенно говорить не более чем о двух десятках танков Zulfiqar трех модификаций, находящихся в эксплуатации в иранской армии.
ТТХ : боевой вес - 36 тонн, экипаж - 3-4 человека, длина - 7 м, ширина - 3,6 м, высота - 2,5 м, двигатель - 12-цилиндровый дизель мощностью 780 л.с., скорость - 70 км/ч, запас хода - 450 км, вооружение : 1 пушка 2А46 калибра 125 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет Тип 54 калибра 12,7 мм, 8 пусковых установок для пуска дымовых гранат.
3) Экономическое развитие государства оценивается по различным показателям. И одним из таких показателей является способность страны самостоятельно вести разработку и производство основных танков. Если сосчитать все страны, которые способны решать такие задачи, то наберется едва ли два десятка таких государств. В их число входит и Иран. Инженеры этого государства смогли разработать и создать в 90-х годах прошлого столетия основной танк «Зульфикар» (Zulfiqar). Несмотря на то, что уже прошло двадцать лет, как появился первый опытный образец машины, информации об иранском танке можно найти минимум.
Разработка.
Иранский основной «Зульфикар» (Zulfiqar, или Zolfaghar, или Zolfaqar) можно отнести к танкам второго послевоенного поколения. Машина разрабатывалась инженерами компании «Construction Crusade» под руководством бригадного генерала Мир-Юнуса Масум-Заде, занимавшего на тот период должность заместителя командующего сухопутными войсками по науке и исследованиям. Целью разработки и дальнейшего серийного производства танка являлось выполнение директивы руководства Иранской Национальной Гвардии обеспечить независимость национальных вооруженных сил от поставок бронетанкового вооружения и техники из-за границы. Танк получил название «Зульфикар» по имени легендарного меча первого шиитского имама Хазрата Али.
Работали иранские конструкторы не на пустом месте. Они тщательно изучали опыт танкостроения ведущих мировых держав, в первую очередь СССР (России) и Германии, а также и других стран, таких как США, Великобритания. Многие образцы бронетанкового вооружения этих стран имелись либо на вооружении Ирана, либо имелись в единичных экземплярах, попавших в страну различными путями, в том числе и в ходе ирано-иракской войны.
Немалую помощь иранским инженерам оказали российские специалисты. В начале 90-х годов Иран закупил у России партию, новеньких по тому времени, основных танков Т-72С. Вместе с танками Ирану передавались отдельные технологии по производству запасных частей и некоторых комплектующих. Планировалась также и передача лицензии по производству боевых машин в этой стране.
Не менее 200 специалистов танкистов-инженеров прошли обучение в России на курсах «Выстрел». Надо отдать должное, прибывшие в Солнечногорск иранские танкисты относились к учебе очень серьезно, пытаясь впитать даже самые незначительные мелочи.
Первый опытный образец основного танка «Зульфикар» был создан в 1993 году. В 1994 году состоялся публичный показ машины. К 1997 году были готовы уже шесть предсерийных образцов танка, которые были переданы на всесторонние испытания, в том числе и войсковые.
Многие специалисты не сомневаются в том, что окончательная сборка танка осуществляется на иранских предприятиях. Тем не менее, они высказывают сомнения в отношении того, что все системы и компоненты, используемые в конструкции танка «Зульфикар», производится в Иране. Скорее всего, некоторые ключевые подсистемы импортируются из-за рубежа.
Серийный выпуск танков «Зульфикар» налажен на производственном комплексе «Shahid Kolah Dooz», на котором в конце июля 1997 года президент Ирана Хашеми Рафсанджани официально открыл новую производственную линию основных танков и гусеничных бронетранспортеров «Boragh». До этого завод занимался лицензионным выпуском боевых машин пехоты БМП-2.
Конструкция.
Компоновка основного танка «Зульфикар» выполнена по классической схеме: с отделением управления в носовой части, боевого отделения с башней в центре и моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части машины. Экипаж машины состоит из трех человек. Рабочее место механика-водителя расположено по продольной оси корпуса машины. Для посадки и высадки он имеет собственный люк, бронированная крышка которого открывается вправо и по форме напоминает крышку люка основного американского танка М60. Впереди люка механика-водителя установлены три призменных прибора наблюдения. Центральный прибор может заменяться пассивным прибором ночного видения для вождения в ночных условиях.
Основной танк «Зульфикар» имеет сварной из листов катаной броневой стали корпус. Несмотря на использование в конструкции машины многих решений, заимствованных из конструкции советского танка Т-72, конфигурация и конструкция корпуса и башни «Зульфикара», которая также выполнена сварной, имеют собственную иранскую разработку. Лобовые броневые детали корпуса имеют большие углы наклона к нормали, что обеспечивает достаточную баллистическую защиту. На верхней лобовой детали установлены фары дневного (белого) света и инфракрасного излучения. Конструкция корпуса и башни танка «Зульфикар» позволяет устанавливать навесную динамическую защиту.
Лобовые броневые детали башни также имеют большой угол наклона для обеспечения максимально возможного уровня защиты. В крыше башни с правой стороны установлен вентилятор, закрытый бронировкой куполообразной формы, подобный тем, что установлены на американских танках М48 и М60.
В башне и корпусе под ней расположено боевое отделение танка. В нем расположены рабочие места командира и наводчика. Командир размещается справа от пушки, а наводчик – слева. На образцах танка «Зульфикар» различных годов выпуска имеются незначительные различия в конструкции командирской башенки. На одних танках она аналогична используемой на танках Т-72, а на других – командирская башенка похожа на те, что используются на израильских танках «Меркава» и имеют крепление для монтажа 12,7-мм пулемета ДШК, которые выпускаются иранской промышленностью.
Основным оружием танка «Зульфикар» является 125-мм гладкоствольная пушка с автоматическим заряжанием. Пушка является копией танкового орудия 2А46 советской разработки, которая выпускается в Иране. Автомат заряжания аналогичен тому, что используется в комплексе вооружения танка Т-72 и также выпускается иранской промышленностью по лицензии. Пушка установлена в довольно узкой амбразуре башни и не спарена с пулеметом. Боеприпасы к пушке освоены в производстве оборонной промышленностью Ирана. Помимо использования выпускаемых местной промышленностью 125-мм выстрелов в боекомплекте танков «Зульфикар», они также используются в боекомплекте иранских танков Т-72. В составе комплекса вооружения основного танка «Зульфикар» используется система управления огнем (СУО) EFCS-3 с комбинированным (дневным/ночным инфракрасным) прицелом наводчика, производства Словении. СУО автоматизированная с баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы, в том числе и с датчиком метеоусловий, работает совместно с двухплоскостным стабилизатором оружия, обеспечивающим, по словам иранских экспертов, высокую точность стрельбы с ходу.
На лобовых броневых деталях башни установлены 8 пусковых установок дымовых гранатометов (по 4 с каждой стороны от пушки) для постановки дымовых (аэрозольных) завес. Экспертами предполагается, что на башне танка «Зульфикар» устанавливается система предупреждения о лазерном облучении. Высокую подвижность 40-тонной машине обеспечивает силовая установка с V-образным дизельным двигателем (по другим данным используется 780-сильный двигатель В-84МС, производимый в Иране по лицензии). С двигателем соединена трансмиссия SPAT 1200, являющаяся локализованной версией трансмиссии, устанавливаемой на танке М60. Силовая установка и трансмиссия обеспечивают танку «Зульфикар» максимальную скорость по шоссе 65 км/ч. Конструкция подвески и ходовой части танка разработана на основе конструкции ходовой части американского танка М60. Такие машины находятся в эксплуатации в иранской армии в течение многих лет. Ходовая часть машины имеет независимую торсионную подвеску и включает с каждого борта по шесть двойных обрезиненных опорных катков, направляющее колесо в носовой части, ведущее колесо в корме и по пять поддерживающих катков. Запас хода машины по шоссе составляет не менее 450 км.
Машина оснащена системой коллективной защиты от оружия массового поражения.
Модернизация.
В настоящее время известны три модификации основного танка «Зульфикар»: «Зульфикар-1», «Зульфикар-2» и «Зульфикар-3». Танк «Зульфикар-1» стал после испытаний серийным танком и поступил на вооружение иранской армии. Было выпущено не менее 100 единиц. Танк «Зульфикар-2» был оснащен модернизированными двигателем и ходовой частью. Был построен только один опытный образец, использовавшийся в качестве испытательной платформы.
Затем его совершенствование продолжилось. Основной танк «Зульфикар-3» стал дальнейшим развитием машины. Он отличается от предшественников новой ходовой частью, получившей седьмой опорный каток на борт, новой башней, усовершенствованной СУО с тепловизионным прицелом и лазерным дальномером, более совершенным стабилизатором оружия. На машину также был установлен более мощный дизель. Успехи иранских конструкторов были продемонстрированы на параде в Тегеране 5 февраля 2013 года на праздновании очередной годовщины Исламской революции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий