15/02/24

Проект истребителя БИЧ-26 (Че-24) (СССР. 1949 год).

Идея реактивного самолета-«бесхвостки» c треугольным крылом переменной по передней кромке стреловидности впервые была предложена в СССР Б. И. Черановским в 1944 году. Немецкого влияния на этот проект не было. Определенные компоновочные преимущества и дополнительное уменьшение балансировочного сопротивления самолета на сверхзвуковой скорости могли быть получены при использовании крыла малого удлинения переменной стреловидности ...
Предполагалось, что это решение позволит улучшить управляемость самолета на околозвуковых скоростях. Предлагаемая в указанных проектах форма уменьшала трудности, связанные с компоновкой реактивного двигателя на самолете, позволяла применить схему «летающее крыло», способствовала повышению прочности и жесткости конструкции. Однако ни один из указанных проектов реактивных «бесхвосток» с крылом малого удлинения не был реализован. Опыт применения ракетных самолетов показал, что такие самолеты не обладают необходимой продолжительностью полета.
Кроме того, выяснилось, что полеты в околозвуковом диапазоне скоростей связаны с рядом опасных неизученных явлений (в частности, с так называемым затягиванием в пикирование). Для дальнейшего развития сверхзвуковых самолетов требовалось создание мощных турбореактивных двигателей и изучение особенностей устойчивости и управляемости самолета на около и сверхзвуковых скоростях полета. В послевоенный период конструктор продолжил работу в этом направлении. С ноября 1947 г. по июнь 1949 г. Б. И. Черановский разработал проект сверхзвукового истребителя БИЧ-26 (Че-24) с треугольным крылом малого удлинения и переменной стреловидности по передней кромке.
Испытания созданных им экспериментальных планеров-«бесхвосток» Че-22 (1948 г.) и Че-23 (1949 г.) с крылом переменной стреловидности показали, что выбранная схема обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость летательного аппарата и может найти применение в сверхзвуковой авиации.
Конструкция сверхзвукового истребителя БИЧ-26 (Че-24)представляла оригинальную схему, летающее крыло малого удлинения, переменной стреловидности по передней кромке. Крыло самолета имело развитые зализы на передней кромке в местах изменения стреловидности и весьма напоминало крыло оживальной формы, примененное в конструкции последующих сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144 и «Конкорд».
Двигатели : два ТРД АМ-5 (1500 кгс, потом 2000 кгс тяги). Предполагалось получить скорость, соответствующую 1,7 Маха (!) на высоте 7000 м и потолок до 22 км. Полетная масса (расчетная) около 4500 кг, плошадь крыла - 27,0 кв.м, из которых 11 % приходилось на органы управления. Вооружение : две пушки 37-мм и две пушки 23-мм.
 
Были сделаны чертежи, расчеты, модели, строился полноразмерный макет и некоторые детали. Дальнейшая судьба проекта и самого конструктора очень туманна. Официально истребитель БИЧ-26 не строился и не испытывался. О других проектах конструктора мне неизвестно. Хотя у него было свое ОКБ с производственной базой. О судьбе самого Черановского тоже мало что известно. Известно только, что он умер 17декабря 1960 года.
 
Источники : книги "Secret Projects. Flying Wings & Tailless Aircraft", "Самолёты особых схем" Соболев Д.А,  В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР (1938 - 1950) ", https://ru.wikipedia.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий