24/02/24

Проект транспортно - пассажирского самолёта М-29 (СССР. 1953 - 1955 год).

Учитывая возросшую потребность народного хозяйства в увеличении пассажирских и грузовых перевозок и выгодность использования на линиях большой протяженности скоростных реактивных самолетов с большой дальностью полета, ОКБ-23 в инициативном порядке приступило к разработке проекта транспортного самолета на базе серийно вы пускавшегося бомбардировщика М-4. Тема получила обозначение – «29». Руководителем проекта был назначен 0. А. Сидоров. Предварительные проработки по транспортному варианту самолета М велись еще в 1953 году. В этот период рассматривались вопросы базирования самолета, просматривалась возможность его эксплуатации с аэродромов I класса. Были начаты компоновочные работы ...
Предложенный проект предусматривал два варианта самолета: пассажирский и военно-транспортный. Для самолета «29» был использован без изменений ряд агрегатов и систем бомбардировщика М-4: крыло, оперение, силовая установка, система управления, топливная система, гидросистема, противопожарная и ряд других. Системы самолета были уже отработаны и доведены в процессе эксплуатации опытной партии бомбардировщиков и поэтому обладали необходимой степенью надежности. Использование многих агрегатов и всех основных систем серийного М-4 должно было значительно сократить сроки проектирования и освоения самолета в производстве и эксплуатации. Турбореактивные двигатели АМ-ЗА (или АМ-ЗМ) широко использовались в ВВС и были вполне надежны. В дальнейшем их предполагалось заме нить более экономичными двигателями ВД-7, что дало бы увеличение дальность полета и улучшение экономических показателей. При проектировании самолета особое внимание уделялось обеспечению безопасности и удобства полета. Установка двигателей у фюзеляжа давала возможность продолжать полет при выходе из строя одного и даже двух из них без существенного ухудшения характеристик устойчивости и управляемости. Двигатели размещались в специальных отсеках, оборудованных противопожарными перегородками. Для самолета был спроектирован новый фюзеляж увеличенного диаметра, в котором скомпоновали кабину экипажа и два салона для пассажиров. В нижней части фюзеляжа разместили грузовые отделения. Пассажирские салоны имели надежную герметизацию, эффективную тепло- и звукоизоляцию. В них должно было поддерживаться давление и температура, обеспечивающие комфортные условия полета на больших высотах. Для гарантии безопасности пассажиров предусматривалось двойное остекление иллюминаторов, разбивка фюзеляжа по длине на ряд отдельных гермоотсеков, дублирование систем наддува, индивидуальная подача аварийного кислорода каждому члену экипажа и т. д.

В 1954 г. согласно Постановлению СМ СССР начались проектные работы по самолету ЗМ с двигателями ВД-7. Учитывая это обстоятельство, ОКБ в начале 1955 г. приступило к проработке проекта самолета «29» с двигателями ВД-7. Этот двигатель был легче АМ-ЗА, имел большую тягу на взлете и номинальном режимах и меньшие удельные расходы топлива. Поэтому с ВД-7 предполагалось получить большую дальность полета и улучшить взлетно-посадочные характеристики. Были проведены расчеты и исследования моделей в ЦАГИ. В частности, в трубе Т-102 была продута модель 29А-1. Были разработаны компоновки самолета с новыми двигателями. 

Результаты проведенных работ были зафиксированы в предварительном проекте самолета «29»:

общая масса платной нагрузки, т 16–24
практическая дальность, км 7000–5400
крейсерская скорость, км/ч 800
длина разбега и пробега (с тормозным парашютом), м 1300–1400
взлетная масса, т 158–162
количество пассажиров, чел 80–100 (100–130)
себестоимость т/км по прямым расходам, руб 0,95–0,65

До отработки двигателей ВД-7 предусматривался выпуск самолета с АМ-ЗМ, как наиболее освоенными в эксплуатации. Правда дальность полета с этими двигателями была бы несколько меньше – 4000–5500 км. Для отработки компоновки самолета был построен макет отсека пассажирского салона. Проект самолета, разработанный в ОКБ, соответствовал уровню развития современной транспортной авиации и отвечал требованиям ГВФ к самолетам, предназначенным для линий большой протяженности. Экономические характеристики машины, рассчитанные по методике НИИ ГВФ, показали высокую эффективность ее эксплуатации на линиях любой протяженности. Одновременно был проработан и военно-транспортный вариант самолета. Предусматривалась возможность переоборудования обоих вариантов для перевозки раненых. Большой объем работ по самолету выполнил Ю. П. Бобровников. Проектные данные самолета «29» в марте-апреле 1955 г. были представлены в МАП, ВВС и ГВФ. По результатам рассмотрения проекта вышло Постановление СМ СССР за № 1561-868 от 12 августа 1955 г. и приказ МАП № 571 от 29 августа, согласно которым ОКБ-23 поручалось спроектировать и построить на базе самолета М-4 дальний пассажирский самолет М-4П с четырьмя двигателями ВД-7. По этому Постановлению самолет должен был иметь следующие характеристики :
общая масса платной нагрузки, т       30               5–15,5
практическая дальность, км            3500–4000  7500–8000
скорость максимальная, км/ч                    900–950
скорость крейсерская, км/ч                        800–825
длина разбега и длина пробега, м           1400 1500
количество пас., чел                       170–180         100–120

 Цифры, записанные в Постановлении, существенно отличались от заявленных в предварительном проекте. В частности, масса максимальной платной нагрузки увеличилась на 6 т и количество пассажиров со 100–130 до 179–180 чел. Это повлекло за собой изменение тактико-технических требований к самолету. Кроме того, потребовалось изменить схему шасси для устранения эксплуатационных недостатков велосипедной схемы. Для такой схемы требовалась большая толщина бетонного покрытия, а главное большая ширина ВПП и РД (колея подкрыльных опор М-4 была равна размаху крыла). Аэродромов с большой шириной ВПП и усиленным покрытием имелось в то время очень мало. В результате потребовалась кардинальная переработка проекта. В соответствии с новыми ТТТ специалистами ОКБ были проработаны новая компоновка пассажирского салона и схема шасси, показавшие, что несмотря на значительные технические трудности, получение данных, заданных Постановлением, в основном, может быть обеспечено. Однако продолжения работ по самолету не последовало. Министерство авиационной промышленности, как это уже бывало по отношению к ОКБ-23 не раз, сделало ставку на другие «фирмы» и соответственно другие самолеты. В ОКБ-156 полным ходом шли работы по самолету Ту-114, в ОКБ-153 – по самолету Ан-10 и Ан-12 и ММЗ «Стрела» – по Ил-18. В связи с этим 30 ноября 1955 г. Совет Министров своим Постановлением за № 1966-1055 в целях ускорения работ по созданию других пассажирских самолетов, приспособленных для выполнения транспортных и десантных операций, обязал ОКБ-23 прекратить работы по созданию самолета М-4П. В соответствии с этим Постановлением и приказом МАП № 766 от 9 декабря 1955 г. работы по проекту «29» были прекращены.

Самолет «29» предназначен для пере возки пассажиров на линиях большой протяженности, а также транспортировки и десантирования войск, боевой техники и грузов. Самолет представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной схемы со стреловидным крылом и убираемым шасси велосипедной схемы. Экипаж самолета состоит из пяти человек: командира экипажа, летчика-бортинженера, штурмана, радиста и бортмеханика. В пассажирском варианте в экипаж включается буфетчик и три-четыре бортпроводника. Крыло, оперение и силовая установка используются с небольшими доработками от самолета М-4. Фюзеляж – двухпалубный. Сечение фюзеляжа образовано двумя полуокружностями (диаметр верхней – 3,7 м, нижней – 3,5 м, высота фюзеляжа – 4,6 м). Верхняя часть фюзеляжа герметизирована. В ее передней части расположена кабина экипажа, далее находится пассажирский салон, разделенный на два сообщающихся между собой отсека. В нижней, негерметичной части фюзеляжа, размещаются отсеки основных опор шасси, грузовые помещения, самолетные системы и оборудование. Крыло – свободнонеcущее, стреловидное, кессонной конструкции. Стреловидность по линии 0,25 хорд – 35°. Вдоль задней кромки установлены элероны, закрылки и посадочные щитки. Элероны выполнены разрезными для устранения заклинения при прогибе крыла. Оперение – свободнонесущее, стреловидное нормальной схемы. Рули высоты – разрезные. Шасси самолета велосипедной схемы. Тележка передней опоры снабжена механизмом поворота (механизм «вздыбливания»). Для уменьшения износа покрышек колес установлен тормозной парашют. Силовая установка и топливная система. Компоновка двигателей соответствует самолету М-4. Топливо размещено в кессоне крыла в мягких баках. Для полетов на большую дальность предусмотрена установка дополнительных баков в специальных отсеках фюзеляжа. Топливная автоматика выполнена по типу М-4. Имеется система аварийного слива топлива в полете. Системы самолета. Все основные системы дублированы. Гидравлическая система состоит из основной и бустерной. Электросистема разделена на две самостоятельные с независимым питанием. Система управления рулями и элеронами – бустерная. Оборудование. Самолет оснащен полным комплексом пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Система кондиционирования самолета обеспечивает в полете нормальные физиологические условия экипажу и пассажирам и включает в себя устройства наддува и обогрева пассажирского салона и кабины экипажа, а также устройства индивидуальной вентиляции. Регулировка расхода и температуры подаваемого воздуха автоматическая. Противообледенительная система пред назначена для предупреждения льдообразования на внешних поверхностях самолета и включает в себя: воздушно-тепловые противообледенители носков крыла и оперения, воздухозаборников двигателей и отдельных частей двигателей; электротепловые противообледенители остекления летчиков. Воздух для системы отбирается от седьмой и восьмой ступеней компрессоров двигателей.
Пассажирский вариант самолёта

1. Пассажирский самолет для магистральных линий.
Коммерческая нагрузка, кг 16000
в том числе 100 пассажиров 8000
багаж и грузы, кг 8000
Пассажиры размещены в двух салонах. В каждом из них имеется буфет и гардероб. В салонах установлены комфортабельные кресла по пять в ряд. Между салонами имеются четыре туалета. Багаж пассажиров размещен в багажном отделении. Грузы перевозятся в двух грузовых отсеках на нижней палубе.
2. Пассажирский самолет для линий протяженностью 7000–9000 км в двух вариантах.
3. Специализированный вариант на 30 пассажиров. Предназначен для перевозок правительственных делегаций, государственных и политических деятелей.
Пассажирский салон разделен на отдельные двух- и четыреместные купе, каждые из которых оборудованы индивидуальным освещением, вентиляцией, внутренней телефонной связью, аварийным кислородным питанием. Кроме того, на самолете имеется рабочий кабинет, зал заседаний, салон-буфет, кухня и специальное помещение для перевозки дипломатической почты. Пассажирский самолет на 45–60 человек с повышенным комфортом. На нем устанавливаются более широкие кресла с увеличенным шагом и более широким проходом. Часть кресел может быть переоборудована в спальные места.
4. Пассажирский самолет для линий протяженностью до 5000 км. Коммерческая нагрузка до 24 000 кг. В том числе 130 пассажиров 10400 кг багаж и грузы 13 600 кг. Отличается от основного варианта установкой кресел по шесть в ряд.
5. Грузовой самолет. Может быть использован для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов и самоходной техники, в том числе автомашин и тракторов. Грузы размещаются в трех грузовых помещениях общим объемом 300 куб.м.
Военно-транспортный вариант

Предназначен для посадочного и парашютного десантирования войск и боевой техники, а также транспортирования грузов, боевой техники, войск с оружием, эвакуации раненых. Конструкция военно-транспортного самолета в основном аналогична пассажирскому варианту и отличается наличием люков для погрузки и сбрасывания техники и десантников, наличием переднего погрузочного трапа и усиленным полом грузовой кабины. Кабина герметизирована, снабжена отоплением, вентиляцией, устройством для отвода выхлопных газов самоходной техники и аварийным кислородным питанием для десантников и раненых. В парашютном варианте можно загружать все виды техники, предусмотренные требованиями ВДВ, включая 85-мм пушки и автомобили ГАЗ-бЗ. В самолете можно разместить до 200 десантников с полным снаряжением, оружием и боекомплектом.

В посадочном варианте можно перевозить:

152-мм пушки-гаубицы;
85-мм пушки образца 1944 г.;
57-мм пушки образца 1943 г.;
100-мм зенитные пушки КС-19;
240-мм миномет М-240;
160-мм миномет;
бронетранспортер БТР-152;
автомобили ЗИС-151, ГАЗ-бЗ, ГАЗ-69;
тягачи АТ-Л, АТ-С;
трактор С-80
и другие виды боевой и инженерной техники с такими же габаритами общей массой до 40 т.

Самолет может быть оборудован для пере возки 180 раненых на унифицированных армейских носилках и 15 медработников. Имеется перевязочная. В хвостовой части фюзеляжа может быть установлена дистанционно управляемая стрелково-пушечная установка.

А. А. Брук, К. Г. Удалов, С. Г. Смирнов. Иллюстрированная энциклопедия самолетов ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Москва, Авико Пресс, 2003 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий