28/02/24

Проект лёгкого ракетного танка. "Тема № 5". (СССР. 1957 - 1960 год).

Постановлением правительства СССР от 8 мая 1957 года. Сталинградскому тракторному заводу (СТЗ) было поручено проведение научно-исследовательских работ по созданию экспериментального образца нового легкого плавающего танка с реактивным вооружением. Указанным постановлением были определены головные исполнители работ: по системе управления реактивными снарядами – КБ-1 (начальник КБ-1 С.Л. Берия); по управляемому снаряду – ОКБ-16 (начальник бюро А.Э. Нудельман); по стабилизатору вооружения – ЦНИИ-173; по неуправляемому реактивному снаряду с кумулятивной головкой – НИИ-1; по приборам прицеливания – ЦКБ-393. Перед ОКБ СТЗ была поставлена цель создания новой боевой машины. Главным элементом новизны были тактико-технические требования по вооружению. Они впервые предусматривали возможность использования управляемых противотанковых реактивных снарядов с самонаведением на конечном участке траектории, а также неуправляемых кумулятивных снарядов калибра 100 мм с точностью стрельбы 3/1000. Остальные параметры (наличие кругового обстрела, скорость движения машины по дорогам и пересеченной местности, проходимость и т.д.) были заданы на уровне требований, которые предъявлялись к новой бронетанковой технике ...
На тракторном заводе (в составе ОКБ) было организовано конструкторское бюро по теме №5, в которое вошли :

• группа общей компоновки и корпуса машины: руководитель Михаил Алексеевич Новиков, инженер-конструктор Александра Павловна Вереютина;
• группа вооружения: руководитель Виктор Иванович Девченко, Юрий Михайлович Сорокин (конструктор экстра класса – один из основных авторов конструкции комбинированной пусковой установки), инженеры-конструкторы Геннадий Иванович Усков, Юрий Демченко, Виктор Николаевич Коровичев, Дориан Николаевич Подобед;
• группа ходовой части: Аркадий Васильевич Шебалин (глубоко мыслящий и талантливый конструктор, впоследствии главный конструктор ОКБ СТЗ), инженер-конструктор Валентин Иосифович Колмаков;
• группа трансмиссии: руководитель Мария Николаевна Шишкина, конструктор Валентин Григорьевич Шустов;
• группа электрооборудования: руководитель Михаил Васильевич Медников, инженеры-конструкторы Виталий Тришкин, Людмила Владимировна Савченко и др. 

Общая координация работ по теме №5 была возложена на разработчика самой машины – ОКБ СТЗ, руководство конструкторско-исследовательскими работами на тракторном заводе – на автора этих строк, тогда начальника конструкторского бюро по теме №5, а затем заместителя главного конструктора ОКБ СТЗ.

Это был интереснейший и сложнейший период в развитии и становлении молодого тогда коллектива ОКБ СТЗ. Ведь стояла задача создать легкую броневую машину с вооружением, способным эффективно уничтожать любые танки на больших дальностях, что определило ряд кардинальных конструктивных отличий нового образца от существующей бронетанковой техники. Первый этап разработки сопровождался бесконечной цепью поисков решения по созданию компактной пусковой установки, пригодной для быстроходной и высокоманевренной на местности машины, сбором научно-технической информации, ознакомлением с системами вооружений, применяемыми в авиационной технике и ракетостроении, координацией работ всех привлеченных к разработке организаций. Тогдашний Совнархоз (председатель И.Ф. Синицын и его заместитель по оборонной промышленности А.С. Жихарев) в помощь тракторному заводу по созданию пусковой установки подключил ОКБ завода «Баррикады» (главный конструктор Г.И. Сергеев). Конструкторы-разработчики СТЗ в это время усиленно «переваривали» научно-техническую информацию об уже имеющихся технических решениях в области ракетного вооружения, систем управления и наведения ракет на цели, а также по новой бронетанковой технике, оптическим системам и пр. Конечно, на этапах разработки машины сказывалась «школа» Ж.Я. Котина – размах и глубина разработки.
Следует отметить, что в проведении конструкторских работ по теме №5 положительную роль сыграл опыт выполненного ранее ОКБ СТЗ проектирования плавающего танка ПТ-85 весом 20 т с пушечным вооружением калибра 85 мм, имевшим начальную скорость снаряда 1000 м/с. Тогдашний Государственный комитет СССР по оборонной технике (председатель К. Н. Руднев и начальник 12-го Главного управления Н.А. Кучеренко) поручили рецензировать эскизно-технический проект танка ПТ-85 таким авторитетным организациям, как КБ Харьковского завода им. В.А. Малышева (главный конструктор А.А. Морозов), КБ Мытищинского машиностроительного завода (главный конструктор Н.А. Астров), ВНИИ-100 (директор П.К. Ворошилов). В рецензиях отмечалась «необычная глубина и широта используемой в разработке научно-технической информации» (Н.А. Астров), давалась в целом положительная оценка конструкторских решений по выполнению ТТЗ (ВНИИ-100). В то же время, КБ завода им. В.А.Малышева выразило сомнение в целесообразности разработки столь громоздкой машины. Между прочим, характерная для ОКБ СТЗ широта использования материалов информации во многом – заслуга очень энергичного тогдашнего главного конструктора ОКБ СТЗ Серафима Алексеевича Федорова, ученика и бывшего работника КБ Ж.Я. Котина. Этот же стиль работы был использован при выполнении темы №5. В результате напряженной и по-настоящему творческой работы коллектива конструкторов появились первые проработки новой машины. Для ознакомления с ходом разработки на завод прилетела целая комиссия из высокопоставленных руководителей танковых войск: начальника бронетанковых войск генерал-полковника П.П. Полубоярова, начальника ГБТУ генерал-лейтенанта А.И. Лебедева, председателя НТК ГБТУ генерал-лейтенанта В, В. Орловского. Один из первых вопросов, которые задал мне, как руководителю разработки, генерал-полковник П.П. Полубояров, был неординарным: «Мы рассчитывали и думали, что нам представят предложения или проработки такой боевой машины, которая была бы принципиально отлична от существующей и привычной для нас танковой техники. Вы же представляете проработки, подобные существующей танковой технике». На этот неожиданный вопрос (тем более экспромтом) все же нашелся простой и убедительный ответ. Он был таким: «При проработках общей конструкции танка, его узлов и агрегатов мы руководствовались тактико-техническим заданием, где четко определены требования к машине. Главным требованием был новый тип вооружения, его характеристики по дальности стрельбы, точности попадания, бронепробивной способности. Что касается заданных требований по круговому обстрелу, скорости движения по местности и дороге, броневой защите, средствам связи и т.д., то все эти качества присущи классической конструкции танка. Исходя из этого, мы закладывали в машину соответствующие конструкторские решения: броневая вращающаяся платформа с пусковой установкой для обеспечения кругового обстрела, гусеничный движитель (как наиболее оптимальный по обеспечению заданной скорости движения в разных дорожных условиях и проходимости), выбор силовой установки, схема и конструкция трансмиссии, приводов управления, ходовой части».
Ответ удовлетворил комиссию. Разработка новой машины пошла полным ходом. Наиболее сложной задачей была разработка пусковой установки, принципиально отличной от традиционного танкового вооружения. К сожалению, подключенное Совнархозом к разработке пусковой установки конструкторское бюро Г.И. Сергеева (завод «Баррикады») так и не смогло предложить какую-либо приемлемую конструкцию пусковой системы. Видимо, сказывались традиция и специализация бюро на создании стационарных пусковых установок. Для танкового вооружения требовались совсем другие качества (компактность, обеспечение кругового обстрела, механизированная боеукладка с подачей боеприпаса на пусковую установку и т.д.). Как говорилось выше, широкое использование материалов информации, достаточный опыт, а главное, высокая квалификация и талантливость конструкторов-разработчиков вооружения ОКБ СТЗ (Виктора Ивановича Девченко, Юрия Михайловича Сорокина, Геннадия Ивановича Ускова и других) позволили разработать конструкцию совершенно оригинальной комбинированной пусковой установки для управляемых и неуправляемых противотанковых реактивных снарядов, за которую разработчики получили авторское свидетельство на изобретение (1960 г.). Пусковая установка размещалась на вращающейся бронированной платформе с подвесным полом. В бронированной крыше платформы (высота порядка 400 мм.) был предусмотрен люк прямоугольной формы. Внутренняя часть крышки люка была выполнена как начальный участок направляющих пусковой установки и снабжена механизмом захвата управляемых ракет, пакет которых размещался на вращающемся полу платформы. Механизм обеспечивал подачу ракет из пакета на направляющие пусковой установки. На верхней наружной поверхности бронированной крыши платформы по обеим сторонам люка на специальных бугелях (для обеспечения наводки в вертикальной плоскости) закреплялись две барабанные пушки (конструкция заимствована из авиационного вооружения благодаря помощи А.Э. Нудельмана). Каждый барабан (с пятью неуправляемыми ракетами) с наружной стороны имел противопульное бронирование. К стволам барабанных пушек с внутренней стороны крепились направляющие, которые являлись продолжением направляющих, расположенных на крышке люка платформы и вместе с ними образ смывали установку для пуска управляемых реактивных снарядов. Наличие стволов для пуска неуправляемых ракет с начальной скоростью схода ракеты порядка 700 м/с позволило обеспечить заданную точность попадания в цель. Известно, что благодаря отсутствию вращательного движения вокруг продольной оси ракеты при движении к цели (крылья ракеты раскрываются сразу же после схода с направляющих) кумулятивный эффект поражения увеличивается почти вдвое по сравнению с кумулятивным снарядом, выпущенным из обычной пушки с нарезным каналом ствола. Конструкция гладкоствольных пушек авиационного вооружения была переработана применительно к условиям и требованиям танкового вооружения силами конструкторов ОКБ СТЗ.
С помощью Совнархоза на заводе «Баррикады» было размещено изготовление стволов для пушек и погона большего диаметра, чем в серийном танке ПТ-76, для обеспечения возможности размещения комбинированной пусковой установки. Броневая платформа с пусковой установкой была изготовлена экспериментальным цехом ОКБ (начальник цеха в то время – Павел Федорович Савельев) и после небольшой переделки крыши корпуса танка ПТ-76 смонтирована на нем как действующий макет. Вскоре состоялся пробный пуск неуправляемых ракет с действующего макета на Гороховецком полигоне Горьковской области. Испытания показали высокую точность попадания ракет и почти «удвоенную» эффективность поражения броневых преград: 100-мм реактивный снаряд с кумулятивной боеголовкой поразил броню толщиной 400 мм! Эскизно-технический проект был представлен НТК ГБТУ и 12-му Главному управлению Государственного комитета по оборонной технике (председатель НТК генерал-лейтенант В.В, Орловский, начальник 12-го Главного управления ГКОТ НА. Кучеренко). Проект представляли главный конструктор ОКБ СТЗ С.А. Федоров, заместитель главного конструктора А.Т. Корнилин (автор статьи) и руководитель конструкторской группы В. И. Девченко. С эскизными проработками машины также был ознакомлен начальник Генерального штаба – первый заместитель Министра обороны СССР Map шал Советского Союза В. Д. Соколовский, которому представили и макет пусковой установки на танке ПТ-76. А еще ранее в Государственном комитете по оборонной технике Заместителем Председателя Совета Министров СССР Дмитрием Федоровичем Устиновым было организовано совещание конструкторов вооружения и военной техники. Присутствовали разработчики танковой, реактивной техники, средств радиоэлектронного обеспечения, управления и наведения ракет, оптической техники и т.д. Д.Ф. Устинов лично ознакомился с проработками, в том числе и ОКБ СТЗ, которые представляли С.А. Федоров и А.Т. Корнилин. Проработки и проект танка по теме №5 вызвали большой интерес. Генерал-лейтенант В.В. Орловский прямо отметил, что представленные материалы (чертежи, описания, расчеты) говорят о конструкции совершенно оригинальной машины.
 
Общая схема машины представляла классическую компоновку танка и предусматривала использование самых последних к тому времени технических достижений в области бронетанковой техники, в том числе:
• высокооборотный V-образный танковый дизель конструкции Е.И. Артемьева и Б.Г. Егорова (Барнаульский завод «Трансмаш») с большим углом развала цилиндров и большой степенью сжатия воздуха;
• эжекционную систему охлаждения силовой установки;
• автоматическое удаление пыли из первой ступени воздухоочистителя с помощью эжектора;
• водометные движители для, движения по водным преградам;
• ночные прицелы и смотровые приборы;
• стабилизатор вооружения со стабилизированным полем зрения прицела;
• гидропневматическую подвеску ходовой части;
• водоотводные каналы в носовой части корпуса вместо волноотражательного щитка, обеспечившие улучшение обзорности и снижение лобового сопротивления движению машины на плаву и т. д.
Проектные материалы были одобрены НТК ГБТУ и 12-м Главным управлением ГКОТ и рекомендованы для дальнейшей разработки конструкции. Однако вскоре дальнейшие работы были прекращены, и тему закрыли. Причиной такого финала явились трудности в создании эффективной системы управления реактивным снарядом. В то время (1959–1960 гг.) разработчик этой системы – КБ-1 (ведущий А.И. Богданов) после больших экспериментально-исследовательских работ пришел к выводу, что в реальных условиях эксплуатации танка (движение и маневрирование по поверхности земли) требуется радиоэлектронная аппаратура и элементы, надежно функционирующие только на сантиметровых волнах. Имеющиеся тогда средства управления работали на дециметровых волнах. Тепловые головки самонаведения для танкового вооружения были признаны неприемлемыми, так как с помощью этих головок абсолютно не гарантировано попадание в цель в условиях множества объектов теплоизлучения на поверхности земли во время боевых действий. Таким образом, на долгие годы было отодвинуто создание вооружения для танков с применением управляемых ракете самонаведением на конечном участке траектории. Появилось такое вооружение только в конце XX столетия.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий