14/02/24

Опытный танк АМХ-50 (Франция. 1949 год).

AMX-50 был перспективным французским тяжелым танком после Второй мировой войны . Франция, в попытке восстановить свое положение в качестве мировой военной державы, начала быстро проектировать новые танки, почти сразу же после освобождения союзниками от немецкой оккупации Парижа ...
В конце войны французской армии не хватало не только современной техники , но и техники вообще, что вынудило использовать восстановленные немецкие танки «Пантера» и «Тигр» для временного разрешения сложившейся ситуации. Проект тяжелого танка "ARL 44" был первой неудачной попыткой разработки и производства современного французского тяжелого танка , потому-что при проектировании включили как старые, так и новые подходы в танкостроении. Эти подходы были очень простыми и устаревшими и поэтому проект ARL 44 можно изначально считать технически отсталым по сравнению с ведущими разработками немецкой и советской техники. Французский военно-промышленный комплекс в лице AMX (Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux) представили свое виденье тяжелого танка в проекте №141. В качестве вооружения тяжёлого танка с пилотным названием "М4" предлагалось использовать 90-мм орудие. Конструкция корпуса АМХ М4 внешне напоминала (в несколько меньшем масштабе) немецкий танк "Королевский Тигр". Французские власти поручили изготовить два прототипа AMX M4.
Общая идея танка M4 - это вобрать в себя все лучшие качества танков военного времени с немецкой и советской сторон. Танк должен быть хорошо бронированным, хорошо вооруженным, быть маневренным, чтобы противостоять любой танковой угрозе со стороны Советского Союза. Цель программы заключалась в создании тяжелого перспективного танка, который подходит для всех европейских союзников (принеся с собой общность в обслуживании такой техники) и смог бы восстановить доверие к французской военной промышленности на мировой арене. Первоначальная спецификация АМХ М4 была слегка изменена по просьбе французской армии, а именно увеличение броневой защиты (в оригинальной спецификации указывается на броневую защиту всего лишь в 30 мм ). Такое изменение в конструкции естественно добавляет эксплуатационный вес танка, поэтому было необходимо изменить другие элементы компоновки и дизайна танка, чтобы компенсировать дополнительный вес танка. Французский концерн FAMH производит уникальную "качающуюся" башню, которая была меньше и легче башни обычной компоновки и была по-прежнему способна использовать крупнокалиберное вооружение. Башни в основе состояли из двух отдельных частей - верхняя половина и нижняя половина. В верхней часть башни крепилось орудие и система его наклона по вертикали . Нижняя часть башни осуществляла поворот орудия как в обычной башне - по горизонтали. В качестве вооружения выбрали орудие калибра 90мм, которое было оборудовано новым устройством - автомат заряжания снарядов. Выбор двигателя был большой проблемой для требуемой подвижности танка и его компоновки. Поэтому среди дизельных и бензиновых двигателей выбрали трофейный немецкий двигатель Maybach HL 295s. Французские инженеры смогли повысить мощность двигателя Maybachs, но, в конце концов, двигатель все равно не удовлетворял требованиям. Если танк M4 был прототипом, то его доведенную до производства модель стали обозначать как «АМХ-50", где «50» обозначает общий вес танка согласно спецификации в 50 тонн.
Два первых отличных друг от друга конструктивно прототипа AMX-50 впервые появились в 1949 году. Первоначальный прототип был вооружен 100мм орудием вместо изначально предполагаемого 90мм орудия; второй прототип был также укомплектован 100 мм орудием, но оно была установлено на другую башню. Оба M4 прототипа использовали сдвоенный 7,5 мм пулемет Reibel установленный на верху башни для борьбе с низколетящими самолетами (в более поздних модификациях он был убран). Испытания прототипов успешно проводились в период с 1950 по 1952 год. Использование большего калибра орудия естественно вынудило изменить автоматическую система заряжания снарядов, но и новый механизм оказалось немного надежны по сравнению с первоначальной. Далее было произведено еще три М4 прототипа, которые присоединились к начальной паре - третий имел большую башню, в то время как в четвертом увеличили броневую защиту. Пятый прототип имел закругленный литой корпус передняя часть которого по форме походила на ИС-3 (предполагалось,что ИС-3 будет основным противников при вооруженном конфликте). Прототипы M4 появились на параде во время празднования Дня взятия Бастилии в 1950 году. В 1953 году были предъявлены новые требования к этому танку: использовать 120мм орудие, улучшить броневую защиту и укрепить систему подвески. Эта версия была официально известной как «АМХ-50 120-мм". Испытания этого танка проводились до 1956 года, но проект был заброшен из-за не возможности разработать мощный двигатель для этого танка.
После всех изменений в конструкции танка AMX-50, танк стал весить 63 тонны, имел длину 7,35 метра, ширину 3,4 метра и высоту 3,35 метра. Броневая защита колебалась от 80 мм до 120 мм в разным местах корпуса и башни танка. Основное вооружение 120-мм пушка, которая была установлена на осциллирующей башне расположенной впереди от центра танка. Дополнительное вооружение состояло из пары 7.5mm Reibel пулеметов для самообороны - один установлен соосно в башне, а другой на крыше башни для защиты от низколетящих самолетов. В качестве силовой установки был один бензиновый двигатель Maybach HL 295 12VC мощностью в 850 лошадиных сил (хотя французские инженеры пытались довести его мощность свыше 1200 л.с., но реально выдавал 850 л.с.). В корпусе танка находилась торсионная подвеска системы позволяющая развивать максимальную скорость до 51 км/ч включительно. Внешне корпус AMX-50 напоминал немецкий танк «Пантера» из-за особенно большого наклона лобовой брони (необходимо отметить,что при проектировании отдельных узлов танка использовали танк "Пантера" как образец). Боковые стороны корпуса была плоскими, как и его задняя часть. Существенным недостатком корпуса был достаточно высокий силуэт. Башня имела большой задний свес, чтобы освободить место для автомата заряжания. Башни прототипов были уникальными по форме, но все они имели довольно схожие элементы конструкции. Ствол орудия был увенчан дульным тормозом. Гусеницы были широкими и по дизайну похожи на гусеницы танка «Пантера». Танк имел девять опорных катков на каждой стороне, расположенных в шахматном порядке, как на немецких танках «Пантера» и «Тигр». Ведущая "звездочка" был расположена в задней части танка с направляющими "ленивцами" впереди. Нет поддерживающих катков, нет боковой броневой юбки для защиты катков. Двигатель располагался в задней части корпуса. Экипаж AMX-50 состоял из четырех человек - водителя, командира танка, наводчика и радиста. Интересно, что добавление автомата заряжания не привело к удалению одного члена из экипажа, при этом даже радист, также был ответственным за перегрузку боеприпасов в магазин автомата заряжания. AMX-50 больше соответствовал танку среднего класса, но не смотря на это, по французской классификации -это тяжелый танк.
Проект AMX-50 был танком, который опередил свое время в танкостроении. Американцы, разочарованные результатами боевого применения среднего танка M47 Patton во время корейской войны, приступили к производству нового танка M48. США стали предлагать свой M47 для европейских союзников бесплатно. Франция ухватилась за этот шанс для модернизации бронетанковых дивизий и приняло на вооружение М47, закупив 856 танков. Все попытки сделать АМХ 50 основным танком для "Западного Европейского Союза" провалились перед финансовыми возможностями США. Это привело к гибели будущего для танка AMX-50 и других попыток французов в послевоенном проектировании современной военной техники.
Кроме того, достижения в области снарядов изменили значение "тяжелых танков", рассматривая ее как устаревшей концепцией в современной войне, принеся с собой более определенную классификацию "основного боевого танка" . AMX-50 стал очередной неудачей создания проекта французского танка ,но полученный опыт окажется бесценным. Успех французских инженеров не найдет вплоть до развития AMX-30, как основного боевого танка 1966 года, из которых 3500 были поставлены в разные уголки мира и некоторые из них до сих пор на вооружении. Следует отметить в развитие программы M4 нашло в другом проекте "Canon Automoteur AMX-50 Foch"- прототип тяжелого истребителя танков (самоходки), который был таже вооружен 120-мм орудием. Всего лишь пять AMX-50 было произведено.
Размеры :
Общая длина : 7.35m
Ширина : 3.40m
Высота : 3.35m
Вес : 63 700 кг
Вооружение :
1 х 90-мм пушки (проект)
1 х 100 мм пушки (прототип)
1 х 120-мм пушки (улучшение)
2 х 7,5 мм Reibel пулемета на крыше башни
1 х 7,5 мм пулемет курсовой
Двигатель : 1 x Maybach HL 295 12VC (мощность 850 л.с.)
Максимальная скорость : 51км/ч

Комментариев нет:

Отправить комментарий