06/02/24

Опытное ПТР Рукавишникова Р-6 (СССР. 1942 год).

Опыта в конструировании ПТР Н.В. Рукавишникову было не занимать: перед войной одна из предложенных им систем даже удостоилась быть принятой на вооружении РККА. Но под влиянием поступавших от разведки сведений о росте толщины танковой брони характеристики ПТРР-39 были сочтены уже недостаточными, и это ружье так и не попало в серийное производство. Также не повезло конструктору и с переделкой немецкого 7,92-мм ПТР Маузера под отечественный 12,7-мм патрон – ружье успешно прошло испытания, было рекомендовано к принятию на вооружение... но к этому моменту уже развернулось производство ружей Дегтярева и Симонова. Затем была попытка сделать «советский Лего» – ПТР из деталей уже производящихся образцов стрелкового оружия. Однако, как отметили в отчете об испытаниях этой «сборной солянки»: «Принцип сборки противотанкового ружья из деталей от различных видов стрелкового оружия себя не оправдал, т.к, все использованные детали подвергаются изменениям, а окончательно собранная система получается сложной и ненадежной в работе.» И вот в феврале 1942-ого конструктор сделал еще один «подход к снаряду», представив на испытательный полигон ГАУ свою очередную разработку – противотанковое ружье Р-6 ...
Главной «изюминкой» нового ружья стал затвор. Даже многое повидавшим испытателям полигона подобная система была привычна на куда более «крупнокалиберных» образцах.

Затвор – поршневого типа. Имеет 5 секторов, по 3 боевых выступа в каждом, при помощи которых сцепляется с аналогичными выступами ствольной муфты и тем самым прочно запирает канал ствола в момент выстрела. Запирание ствола надежное; при незакрытом затворе выстрел не последует.

ВЫВОДЫ: На основании проведенных испытаний отмечается следующее:

1. По весу и габаритам 12,7 мм однозарядное ПТР Рукавишникова /P-6/ является лучим из существующих отечественных противотанковых ружей.
2. 2 Ружье в работе удобное и надежное: после незначительных отладок выбрасывателя на 615 выстрелов патронами с латунной и железной гильзами не было ни одной задержки. При стрельбе в различных условиях эксплуатации также не было задержек в стрельбе. На 1050 выстрелов патронами /в том числе 10 выстрелов с увеличенным на 10% давлением/ не было ни одной поломки деталей.
3. Ружье имеет вполне удовлетворительные боевые характеристики:
а/ кучность боя при стрельбе на дистанцию:
100 м R100 = 18,0 см Ч50 = 7,0 см.
300 м R100 = 22 см Ч50 = 12 см.
600 м R100 = 53 см Ч50 = 25 см.
б/ Практическая скорострельность = 12-15 выстрелов в минуту.
в/ Позволяет вести огонь с любых подручных предметов /сук, пень и т.д.
1. В производственно-экономическом отношении ружье Р-6 имеет так же преимущества перед другими отечественными ПТР, т.к. имеет мало деталей и все они простые в изготовлении; часть деталей штампованные.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На основании вышеизложенного, НИПСВО КА считает, что:

1. 12,7 мм однозарядное ПТР Рукавишникова /P-6/ полигонные испытания выдержало.
2. Вследствие наличия преимуществ, сравнительно с 12,7 мм ПТР НИПСВО и 7, 92 мм ПТР завода №66, по весу, габаритам, кучности и дешевизне производства, надежности и удобствам в работе, оно может быть рекомендовано для постановки на серийное производство.»

Увы, и в этот раз конструкцию Рукавишникова ждала та же судьба, что и ёлку из финала известного мультфильма: «в третий раз ходил за ёлкой, и добыл её… но это было уже весной, и он отнес ёлку обратно». Весной 1942-ого «нарастившие шкурку» немецкие танки с трудом поддавались даже 14.5-мм ПТР. Принимать же на вооружение ружье меньшего калибра в этой ситуации выглядело не очень разумным шагом.

Сейчас, глядя из 21-ого века, мы знаем, что уже в 43-м «противотанковость» ПТР практически исчерпалась – до конца войны советские ПТР работали главным образом по «мягким» целям: бронетранспортерам, машинам, дзотам и так далее. И в этой роли более легкое и «щадящее» по отдаче 12,7 ружье, вполне возможно, стало бы полезнее и востребований войсками, чем его более крупнокалиберные собраться. Да и опыты по установке на ПТР оптического прицела могли оказаться успешнее.
 
 
 
Работая над дальнейшим совершенствованием противотанковых ружей, Рукавишников в начале 1942 года разработал оригинальный вариант однозарядного ружья Р-6 под штатный патрон 12.7х108 мм. В ружье был применен затвор поршневого типа с пятью секторами, который запирался поворотом рукоятки, снабженной эксцентриком.
После отпирания затвор с помощью рукоятки отклонялся вниз на шарнире, расположенном в приливе ствольной коробки; при этом подпружиненный экстрактор, смонтированный в затворе, извлекал своим зубом стреляную гильзу. В это же время задняя часть затвора осуществляла взвод курка, который в крайнем заднем положении удерживался шепталом. Для уменьшения силы отдачи на стволе монтировался дульный тормоз. Ружье снабжалось металлическим прикладом и складными сошками. Для удобства прикладки и смягчения отдачи при выстреле приклад был обшит кожей и имел мягкий плечевой упор. Несмотря на положительные качества, однозарядное противотанковое ружье системы Рукавишникова образца 1942 года уступало противотанковым ружьям системы Дегтярева и Симонова по бронепробиваемости. В результате ПТР Рукавишникова образца 1942 года на вооружение армии Советского Союза принято не было, так и оставшись в варианте опытного образца. 
 
Патрон - 12,7х108, начальная скорость пули - 840 м/с, общая длина - 1500 мм, длина ствола - 940 мм, общий вес - 10,8 кг. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий