11/02/24

Опытный истребитель САМ-7 "Сигма" (СССР. 1934 год).

В СССР в 1934-м году был построен истребитель-бесхвостка САМ-7 Сигма конструкции А.С.Москалёва. Самолёт являлся двухместным низкопланом с испарительной системой охлаждения, тянущим винтом и трапециевидным крылом на концах которого были установлены вертикальные кили-шайбы. В задней части фюзеляжа размещалась кабина стрелка ...
Истребитель Москалёва имел весьма малое сопротивление, однако анализ схемы показывает, что машина обладала существенными недостатками в отношении устойчивости и управляемости. Необходимая путевая устойчивость и управляемость не могли быть обеспечены с помощью вертикальных шайб размещённых вблизи центра масс самолёта и к тому же не находящихся в зоне обдува винта. Надо также учитывать значительный дестабилизирующий момент носовой части фюзеляжа и тянущего винта. Кроме того, сильная зависимость положения центра давления крыла от угла атаки (крыло имело обычный несамобалансирующийся профиль), а также значительный продольный момент инерции не позволяли получить удовлетворительные характеристики продольной устойчивости. Самолёт САМ-7 не был допущен к полётам и его испытания сводились лишь к рулежкам и небольшим подлётам по прямой. Отмеченные недостатки, а также снижение боевой живучести из-за применения испарительной системы охлаждения не допустили дальнейшего развития этого истребителя. 
 
Источник - "Самолёты особых схем". Д.А.Соболев. (Москва, "Машиностроение", 1989). 

 

САМ-7 — советский истребитель с мотором М-34, конструкции А. С. Москалева, построен в 1934—1935 годах. (завершён в 1935 году). Двухместный бесхвостый истребитель. Конструкция самолета цельнометаллическая. Набор фюзеляжа изготовлен из открытых и закрытых профилей. В хвостовой части фюзеляжа находился стрелок с выдвижной турелью, оснащённой спаренными пулеметами. Во время боя задняя дверь кабины открывалась и турель выдвигалась назад, обеспечивая большую сферу обстрела.

Крыло самолёта имело небольшое удлинение и стреловидность (20 градусов). Сечение лонжеронов крыла двутавровое. Обшивка гладкая, толщиной 1,5-2,5 мм. На концах крыла были шайбы, которые выполняли роль вертикального хвостового оперенья. На задней кромке располагались щелевые закрылки, которые служили рулями высоты. Внешняя часть использовалась также в качестве элеронов. Профиль крыла Р-11.На двигателе были установлены два синхронных пулемета ШКАС. Шасси самолёта имели масляную амортизацию и убирались в крыло. В носовой обшивке крыла был расположен испарительный радиатор. Центровка самолета составляла 13-15 % САХ. При ней самолет был устойчив, что было проверено опытным путём на взлёте. С мотором М-34Р мощностью 850 л. с. скорость самолета на высоте 4000 м ожидалась больше 600 км/ч. Не был допущен к испытаниям. Отличительными особенностями самолета являются его стреловидное (что для середины 1930-х нехарактерно) крыло и относительно низкая масса (1000 кг пустой и 1480 кг — взлётная масса).
 
https://ru.wikipedia.org/ , B.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938—1950.
 
 
Внеочередная работа с модернизацией самолёта РД под дизельный двигатель АЧ-1 несколько задержала изготовление самолета САМ-7 с М-34. Это была основная работа ОКБ на заводе в то время. Самолет САМ-7 являлся двухместным бесхвостовым истребителем сопровождения, впервые построенным в Советском Союзе. Самолет имел небольшое удлинение L= 39 и стреловидность крыла 20 градусов. На концах крыла размещались шайбы. Они выполняли роль ВО. Рулями высоты служили щелевые закрылки, расположенные по всей задней кромке крыла.
Элероны составляли их внешнюю часть. Профиль крыла Р-11а 12 процентов толщины у корня и 10 процентов - в концах крыла. В хвостовой части фюзеляжа размещался стрелок и выдвижная турель со спаренными пулеметами. Во время боя дверь задней кабины открывалась и турель, выдвигаясь назад, обеспечивала большую сферу обстрела. Два синхронных пулемета ШКАС были установлены на двигателе. Самолет имел убирающееся в крыло шасси с масляной амортизацией и испарительный радиатор, расположенный в носовой обшивке крыла. Центровка самолета 13-15 процентов САХ (Средняя аэродинамическая хорда). При такой центровке самолет был устойчив. Конструкция самолета цельнометаллическая. Набор фюзеляжа - открытые и закрытые профили. Лонжероны крыла - двутаврового сечения, обшивка гладкая толщиной 1.5-2.5 мм. С мотором М-34р в 850 л. с., скорость самолета на высоте 4000 м ожидалась больше 600 км/час. Аэродинамическая схема САМ-7, в принципе, ненамного отличалась от схемы самолёта Калинина К-12. Правда, у крыла САМ-7 имелась стреловидность 20 градусов и малый запас продольной устойчивости, что почти ликвидировало неприятный эффект проваливания и "вспухания" при управлении элеронами, но меня даже не вызвали к заказчику и провели решение о прекращении дальнейших испытаний, сделав вывод о, якобы, бесперспективности бесхвостых самолетов вообще, а вернее, в силу страха и отрицательного отношения к необычной схеме бесхвостки, что имело место в те годы. Однако полеты К-12 и САМ-7 показали, что бесхвостые самолеты способны успешно летать и управляться. Позднее, особенно хорошо показал себя бесхвостый самолет БОК-5 конструктора В. А. Чижевского.
 
Размах крыла, м 9.60
Длина, м 7.00
Площадь крыла, кв.м.2 20.00
Масса, кг
пустого самолета 1000
максимальная взлетная 1480
Тип двигателя 1 ПД М-34Р
Мощность, л.с. 1 х 850
Максимальная скорость , км/ч 600
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 9200
Экипаж, чел. 2
Вооружение 4 пулемёта ШКАС 7,62-мм
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий