08/02/24

Опытная тактическая ракета "Blue Water " (Великобритания. 1959 год).

В конце 1950-х - начале 1960-х годов в британских войсках сложилась проблемная ситуация с тактическим ядерным оружием: на вооружении имелись американские ракеты Corporal с хорошей дальностью и точностью, - но с ЖРД и сложной процедурой подготовки к запуску, и Honest John, твердотопливная и удобная мобильная ракета, - но с совершенно недостаточной дальностью полета примерно в 50 километров. Разумеется, военным захотелось совместить достоинства и избавиться от недостатков. В сентябре 1959 года фирма «English Electric» получила заказ на изготовление корпусной баллистической ракеты «Blue Water» для замены американских ракет «Corporal», состоявших на вооружении британской армии. В декабре 1959 года в ходе переговоров министров обороны ФРГ и Великобритании было решено рекомендовать «Blue Water» к принятию на вооружение армий НАТО. В случае одобрения проекта руководством НАТО ФРГ решила закупить ее для бундесвера ...
Первый запуск новой ракеты разработки English Electric (причем ракеты с автономным инерциальным наведением, разработчики рассчитывали на то, что в условиях ядерной войны с радиосвязью будут проблемы) был совершен в 1960 году. Ракету, стартовой массой 1400 кг подбрасывал в воздух твердотопливный двигатель тягой около 7.5 тонн, так что старт у новой ракеты был очень энергичным. Наверное, именно поэтому ракете с аэродинамической стабилизацией не требовалось длинной направляющей, достаточную для того, чтобы стабилизаторы "вцепились" в воздух скорость она набирала практически мгновенно. Ракета «Blue Water» была оснащена инерциальной системой управления. Ракета была выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Ее длина составляла 7,62 м, диаметр корпуса - 0,61 м, размах крестообразных крыльев не превышал 2,06 м. Твердотопливный ракетный двигатель обеспечивал ракете дальность полета 160 км. Ракета могла нести боевую часть с обычным или ядерным зарядом. Время подготовки к запуску составляло 40 минут.
Пусковую установку системы Blue Water спроектировали на шасси стандартного армейского грузового автомобиля Bedford. Кроме относительно короткой направляющей на этом шасси смонтировали также аппаратуру предстартовой подготовки и управления пуском ракеты. Общее время подготовки ракеты к пуску было сокращено таким образом до 10 минут. Благодаря приводу на все колеса и двигателю мощностью 160 л.с., пусковая установка обладала хорошей проходимостью по пересеченной местности. На шоссе она развивала скорость до 56 км/час. Имелась возможность перевозки ее в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов Argosy или Belfast. Прорабатывался и совершенно экзотический вариант - использование ракеты в качестве аэробаллистической, с подвеской под бомбардировщиком TSR-2, но это уже полная экзотика, и дальше бумаги вариант не продвинулся. Ракетой живо интересовались военные Германии, Италии и Франции, так как "европейская" тактическая ракета заинтересовала всех, да и определенная независимость от США привлекала, по политическим соображениям. Опять же, характеристики на фоне имеющегося вооружения выглядели очень привлекательными и остановить "советские орды" было бы проще. В целом, ракета получилась простой и неприхотливой, при более чем достойных ТТХ: дальность полета у нее составила почти 90 миль, десятикилотонная БЧ "попадала в эпицентр" с вполне устраивающей военных точностью, и все уже почти сладилось, но ...
Этим самым "но" в судьбе Blue Water стала опять же американская разработка - MGM-29 Sergeant. Пускай она была такой же "автострадной" системой на полуприцепе, как и Corporal, но она была твердотопливной, правда имела чуть меньшую дальность (135 километров), но главное - американцы твердо обещали поставить ее всем желающим в 1961 году. На самом деле, прокатили, первые "Сержанты" попали в ФРГ только в 1964, но немцы успели отказаться от английской разработки, а вслед за ними притормозили и остальные. Тащить же недешевую (32 миллиона еще тех, довольно тяжелых фунтов стерлингов) разработку без перспективы больших экспортных продаж ни правительство, первоначально финансировавшее Blue Water, ни фирма-разработчик не захотели и в августе 1962 года военный министр Великобритании заявил о прекращении работ над «Blue Water». Официально были указаны следующие причины: высокая стоимость, возможность применения только на Европейском театре военных действий и отказ других стран НАТО от закупки этих ракет.
Далее министр обороны заявил, что нет сомнения в том, что английская армия получит на вооружение американскую ракету MGM-29 Sergeant, которая остается единственной тактической ракетой этого класса, разработанной на Западе. По сравнению с «Blue Water» ракета MGM-29 Sergeant тяжелее, дороже, обладает меньшей точностью и большим периодом подготовки к запуску, однако «Sergeant» уже отработан и принят на вооружение.
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм - 610
Длина ракеты, мм - 7620
Вид снаряжения боевой части - ядерная, фугасная
Дальность стрельбы, км - 160
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий