26/02/24

Самонаводящаяся торпеда Mark 24 FIDO (США. 1942 год).

Mark 24 FIDO, также известная как Mark 24 Mine, первая противолодочная самонаводящаяся акустическая торпеда, разработанная и примененная ВМФ США в годы Второй Мировой Войны. Предназначалась для применения с патрульных самолетов против подводных лодок противника. По соображениям секретности, официально обозначалась как мина, но в действительности являлась малогабаритной торпедой. Послужила основой всех современных авиационных противолодочных торпед ...
ВМФ США начал работы над акустическими самонаводящимися противолодочными торпедами с осени 1941 года (для сравнения, аналогичные работы ВМФ Германии начал ещё в 1933 году). Работы велись телефонной корпорацией «Белл», уже имевшей опыт работы с гидрофонами. Проект был официально начат в декабре 1941 года. После вступления США во Вторую Мировую Войну, работы над торпедой получили высший приоритет в связи с началом Германией неограниченной подводной войны. В декабре 1942 года, прототип торпеды, изготовленный на базе укороченного корпуса обычной морской торпеды, был представлен на испытания. Уже в марте 1943 года, ВМФ США получил первые образцы самонаводящихся торпед. Изначально, предполагалось заказать порядка 10000 торпед, но ввиду продемонстрированной ими высокой эффективности, было решено, что такое количество торпед будет избыточно. Всего было изготовлено 4000 торпед.
Конструктивно FIDO была очень маленькой и лёгкой торпедой, оснащенной электрическим приводом. Она имела короткий цилиндрический корпус, приводимый в движение единственным пропеллером. Управление осуществлялось при помощи крестовидных кормовых рулей. Максимальная скорость торпеды составляла порядка 12 узлов, заряда батарей хватало примерно на 12 минут работы, что давало эффективный радиус действия в 3700 метров. Торпеда была оснащена пассивной акустической системой самонаведения. Расположенные в её носовой части четыре кристаллических гидрофона регистрировали сигнал в 24 килогерца, производимый винтами движущейся подводной лодки, и направляли торпеду прямо к источнику наибольшего шума. В качестве боевой части, торпеда была оснащена зарядом из 41,7 кг торпекса. Торпеда сбрасывалась с патрульного самолета по предполагаемым координатам расположения субмарины. Попав в воду, торпеда начинала автоматически выписывать круги, до тех пор пока её система самонаведения не регистрировала сигнал, достигающий пороговой частоты. Затем, торпеда двигалась прямо к цели на глубине от 50 до 45 футов. Во избежание случайного поражения охраняемых кораблей, торпеда не могла всплывать выше 12 метров (40 футов).
ТТХ :

Диаметр: 46 см
Длина: 2,13 м
Масса: 308 кг
Боеголовка: 41,7 кг (торпекс)
Двигатель: электрический, 5 л.с.
Винт: 1
Скорость: 12 узлов
Дальность: 3700 м
Система наведения: пассивная акустическая
Высота сброса: 90 м
Скорость сброса: 220 км/ч
Торпеды FIDO развертывались на патрульных самолетах в Атлантике с весны 1943 года. 13 мая патрульный бомбардировщик B-24 впервые применил торпеду, сбросив её на германскую подводную лодку U-456. Хотя лодка, заметив патрульный самолет, немедленно погрузилась, акустическая торпеда навелась на шум её винтов, и поразила субмарину, выведя её из строя. Хотя лодка не была полностью уничтожена, на следующий день она затонула от полученных повреждений.

14 мая ещё одна субмарина — U-657 или U-640 — была уничтожена патрульной «Каталиной», открыв официальный боевой счет торпеды.

Всего до конца войны, торпеды FIDO были применены 264 раза. Общее количество сброшенных в атаках торпед превысило 300 единиц. В результате этих атак, 31 немецкая и 6 японских субмарин были потоплены, и ещё 6 и 3 соответственно повреждены, что давало среднюю эффективность торпеды примерно в 22 % на единицу. в сравнении с 9 % обычных глубинных бомб.

Таблица сравнительной эффективности Mark 24 FIDO

Количество атак с применением Mark 24 FIDO 264
Количество сброшенных торпед 340
Количество сброшенных торпед против субмарин 204
Количество атак, проведенных американской авиацией 142
Количество атак, проведенных союзниками без учета США 62
Германских субмарин потоплено 31
Германских субмарин повреждено 15
Японских субмарин потоплено 6
Японских субмарин потоплено 3
Всего субмарин потоплено/повреждено 37/18

После войны FIDO оставалась на вооружении до 1948 года, прежде чем была сменена более совершенными торпедами.
 
https://ru.wikipedia.org/  и другие.

9 комментариев:

  1. Анонимный18:51

    ее длина была 2,13 метра, а не 46 см

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы невнимательны. Там написано , что диаметр 46 см. А длина 2,13 м.

      Удалить
    2. Анонимный09:14

      Конструктивно, FIDO была очень маленькой (46 см длиной)

      Удалить
    3. Найдите любой источник и прочтите данные.

      Удалить
  2. Анонимный09:16

    Класний матеріал і весь блог теж - читаю з задоволенням! Дякую Вам!

    ОтветитьУдалить
  3. Для тех кто в бронепоезде вот ещё источники,где одна и та же цифра : https://uboat.net/allies/technical/fido.htm , https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:483-%D0%BC%D0%BC_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0_Mark_24 , https://wwii.space/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%8B-%D1%81%D1%88%D0%B0/ , https://military-history.fandom.com/wiki/Mark_24_mine , https://ww2db.com/weapon.php?q=388. Тема закрыта. Лишнее будет удаляться.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный12:30

    Оказывается, что Вы сами в бронепоезде. Вам указывают на Вашу же ошибку в Вашем тексте под одной из картинок "... (46 см длиной)... ", а Вы дуетесь впустую. Найдите и исправьте её. Относитесь к своим текстам ответственно и проверяйте перед публикацией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1) Нашёл. Исправил. ОК.
      2) Это таки Вы в бронепоезде, ибо если у Вас есть время и желание придираться по мелочам, то уж укажите место опечатки : Вам следует научиться, молодой человек, отличать ошибку от опечатки. Это раз. Материал этот подготовлен давно, я его давно не перечитывал, мог и не заметить, разве это так важно? Данный материал, как и всё, что я сейчас выкладываю тут, давно лежал у меня на ЖЖ, просто сейчас я "переселяюсь" и всё переношу сюда. Ну не заметил... Неужели не понятно, что это простая опечатка или момент снижения (по каким-то причинам, их может быть куча) внимания? Или укажите место или просто проигнорируйте, тем более там есть ТТХ , где всё написано правильно. Терпеть не могу такие мелкие придирки, слишком много у Вас свободного времени видать.

      Удалить