История этого самолета может быть примером как в процессе долгого пути от проектирования до серии теряются возможности очень многообещающей машины. Работы над самолетом были начаты в 1939 году конструктором Чезаре Паллавичино (Cesare Pallavicino). Проектирование и строительство шли довольно быстро, и уже 31 августа 1940 года, управляемый главным летчиком-испытателем фирмы Этторе Венги (Ettore Wengi), Ca.331 впервые поднялся в воздух. Самолет был изготовлен в варианте трёхместного легкого разведывательного бомбардировщика (эта версия получила обозначение Ca.331A) с обтекаемым прозрачным носом по типу "Хейнкеля" Не-111. Вооружение новейшего "Капрони" состояло из трех крупнокалиберных пулеметов SAFAT, двух в корне крыла и одного на верхней турели, а также - одного 7,7-мм пулемета в нижнем выдвижном гнезде. Бомбовая нагрузка - до 1000 кг ...
Весной 1941 года самолет был был передан на войсковые испытания на которых он показал высокие летные и боевые характеристики. Однако Regia Aeronautica отказались от серийного выпуска машины, мотивирую это тем, что "самолет имеет слишком необычную конструкцию". Кроме "необычной" конструкции самолет имел еще один большой недостаток в глазах руководства Regia Aeronautica - он использовал очень много дюралевых элементов, а дюралюминий поставлялся в основном из Германии.
Самолет был возвращен на завод фирмы Caproni, а затем передан в испытательный центр Люфтваффе в Рейхлине. Люфтваффе высоко оценила летные качества самолета и планировала заказать 1000 экземпляров в учебно-боевом варианте с двойным управлением под обозначением Ca.331G. После первого прототипа самолета по заказу Regia Aeronautica был построен второй прототип самолета (MM.428) в версии ночного истребителя с двигателями Delta RC.40 по 825 л.с, со ступенчатой кабиной, носовой батареей из шести SAFATов и оборонительным вооружением из двух таких же стволов на верхней и нижней установках.
Эта версия имела обозначение Ca.331B. После начала налетов авиации союзников в 1942 году Regia Aeronautica планировала заказать 1000 серийных Ca.331B. Но этот заказ остался только на бумаге. На практике же был построен лишь еще один прототип. Первый прототип Ca.331B был испытан с полным вооружением лишь в августе 1943 года. Самолет планировалось использовать и как истребитель-бомбардировщик. Для этих целей на самолет был создан бомбоотсек в котором могли разместиться бомбы общим весом до 1000 кг. Как вариант, при пустом бомбоотсеке Ca.331B мог нести одну 500 килограммовую бомбу и подвесной бак емкостью 616 литров.
В металле воплотились лишь два прототипа, оказавшиеся у немцев после оккупации севера Италии. Двухмоторные истребители испытывались с различными комплектами наступательного вооружения. Са.331 В летали с парой 12,7-мм пулеметов и четырьмя 20-мм пушками Mauser или с шестью пушками Ikaria того же калибра в специальном подфюзеляжном контейнере. В течении 1942-43 годов фирма продолжала совершенствование самолета. Так в 1942 году планировалась установка двигателей Isotta Fraschini Zeta RC.42 мощностью 1.250 л.с, однако проблемы с доводкой этих моторов привели к срыву данной программы. Планировалось так же создать штурмовую версию с 37-мм пушкой и двигателями FIAT RA-1050 RC.58 "Tifone" (лицензионная версия немецкого Daimler-Benz DB 605A-1) мощностью 1475 л.с., с которыми скорость ожидалась 644 км/ч.
Марио де Бернарди и Чезаре Паллавичини передали осенью 1942 года самолет на полигон Фурбара для проведения нового цикла стрелковых испытаний. После их успешного прохождения Regia Aeronautica сделала заказ на 1000 экземпляров этого самолета. Производство Ca.331B планировалось развернуть на основе кооперации нескольких промышленных комплексов с последующей сборкой компонентов: передняя часть фюзеляжа планировалось изготавливалать на Капрони-Талиедо (Caproni-Taliedo); задняя часть фюзеляжа, мотогондолы и шасси планировалось изготавливалать на Капрони-Бергамаска (Caproni Aeronautica Bergamasca); крыло планировалось изготавливалать на Реджжани в Реджо-Эмилиа (Reggo-Emilia).
Общая сборка должна была проводиться на заводе в Понте-Сан-Пьетро, для чего был арендован даже целый стадион (на тем планировалось хранить готовые части самолетов). Организация такой системы потребовала длительного времени из-за общей тяжелой ситуации, сложившейся в начале 1943 года. К началу перемирия различные сборочные линии даже не выпустили установочной серии. В момент капитуляции Италии работы по изготовлению самолетов на заводах Caproni Bergamaschi в Понте Сан Петро шли полным ходом, для хранения готовых частей самолета был арендован даже целый стадион. Готовые прототипы самолета были вывезены в Германию, где их след потерялся.
Техническое описание.
Ca.331B ночной истребитель; цельнометаллический двухмоторный трехместный низкоплан с крылом "обратная чайка". Фюзеляж монокок с работающей обшивкой. Металлическое кессонное крыло переменного профиля с работающей обшивкой. Шасси убираюшиеся поворотом назад в мотогондолы двигателей с ручным управлением электрической или механической аварийных систем. Хвостовое колесо поворотное, убирающееся. Хвостовое оперение двухкилевое цельнометаллическое. Кабины пилота и стрелка-радиста бронированные, самолет оснащен приемо-передающим радиооборудованием. Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателями.
Топливные баки: два основных в крыле и два дополнительных в фюзеляже. Двигатели с металлическими трехлопастными винтами Piaggio с шагом, изменяемым в полете. Вооружение состояло из 6 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT: 4 в носовой части и по одному в корневых частях консолей крыла с боезапасом 350 патронов на ствол. Оборонительный 12.7-мм Breda-SAFAT пулемет для защиты хвоста в турели Caproni-Lanciani Delta с боезапасом 500 патронов. Фюзеляжный отсек для дополнительного бака или бомб, четыре пилона для внешних грузов.
Размах крыла, м 16.40
Длина, м 11.74
Высота, м 3.18
Площадь крыла, кв.м 38.50
Масса, кг
пустого самолета 4790
нормальная взлетная 6850
Тип двигателя 2 ПД Isotta-Fraschini Delta RC.40
Мощность, л.с. 2 х 825
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 560
у земли 410
Крейсерская скорость , км/ч 450
Перегоночная дальность, км 1810
Практическая дальность, км 1580
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м 8100
Экипаж, чел. 3
Вооружение : Первый вариант : восемь 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT. Второй вариант :
четыре 20-мм пушки MG 151/20 или Ikaria и два 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT. Бомбовая нагрузка : до 1000 кг в бомбоотсеке или до 500 кг под фюзеляжем.
Длина, м 11.74
Высота, м 3.18
Площадь крыла, кв.м 38.50
Масса, кг
пустого самолета 4790
нормальная взлетная 6850
Тип двигателя 2 ПД Isotta-Fraschini Delta RC.40
Мощность, л.с. 2 х 825
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 560
у земли 410
Крейсерская скорость , км/ч 450
Перегоночная дальность, км 1810
Практическая дальность, км 1580
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м 8100
Экипаж, чел. 3
Вооружение : Первый вариант : восемь 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT. Второй вариант :
четыре 20-мм пушки MG 151/20 или Ikaria и два 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT. Бомбовая нагрузка : до 1000 кг в бомбоотсеке или до 500 кг под фюзеляжем.
http://www.airwar.ru/ (перевод Ивана Бякина) , https://en.wikipedia.org/ , http://www.alieuomini.it/
Комментариев нет:
Отправить комментарий