06/03/24

Опытные истребители Curtiss XP-46, XP-53, XP-60 (США. 1940 - 1941 год).

Развивая схему истребителя Р-40 "Warhawk" фирма Curtiss в 1939 году разработала новый вариант этой удачной машины с двигателем водяного охлаждения. Военные высказали заинтересованность в постройке опытных образцов и 29 сентября выдали заказ на два прототипа. Самолёт получил обозначение ХР-46 и был готов к летным испытаниям в 1941 г. Несмотря на то, что при проектировании использовался драгоценный опыт боев в Европе ХР-46 не получился таким же успешным, как и его предшественник ...
Кардинальные изменения сводились к установке нового двигателя и переделке системы охлаждения, получившей новый радиатор. Также изменили форму фонаря кабины пилота и переделали шасси. Фирма Curtiss выпустила всего три самолёта - два вооруженных (ХР-46) и один невооруженный (ХР-46А).
Испытания ХР-46 не выявили особых преимуществ перед серийно выпускавшимися истребителями Р-40 той же фирмы и, кроме того, по скорости он уступал многим другим самолётам, как все ещё проходившим испытания, так принятым на вооружение. Единственным существенным преимуществом перед ними было мощное пулеметное вооружение ХР-46, однако с переходом на установку большего числа 12,7-мм пулеметов Colt-Browning (Р-47 и Р-51) этот аргумент быстро потерял свою ценность. В такой ситуации было принято решение больше не продолжать работы над ХР-46 и сосредоточиться на более перспективных разработках.
Размах крыла, м 10.47
Длина, м 9.19
Высота, м 3.97
Площадь крыла, кв.м. 19.32
Масса, кг
пустого самолета 2554
нормальная взлетная 3480
Тип двигателя 1 ПД Allison V-1710-39
Мощность, л.с. 1 х 1135
Максимальная скорость , км/ч 571
Крейсерская скорость , км/ч 468
Практическая дальность, км 1523
Практический потолок, м 9000
Экипаж,чел. 1
Вооружение : два 12.7-мм пулемета и восемь 7.62-мм пулеметов
 

Донован Берлин очень быстро сообразил, что ХР-46 не имеет никаких шансов пойти в серию. Поэтому еще до официального закрытия проекта он переключился на работу над самолетом Model 88 или ХР-53. Это был истребитель на базе Р-40, оснащенный 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Continental XIV-1430-3 мощностью 1600 л.с./1170 кВт, и имевший совершенно новое крыло с ламинарным профилем. Вооружение самолета составляли восемь 12,7-мм пулеметов. От предшественника ХР-53 получил центральный сегмент фюзеляжа с кабиной пилота и шасси. Аэродинамику самолета облагородили, убрав "бороду" радиатора из-под капота. Радиатор сдвинули назад и максимально утопили в фюзеляж. Новое крыло имело трапециевидную форму с округлыми законцовками. Передняя кромка имела заметную стреловидность, почти равную стреловидности задней кромки.
Предполагалось, что новый истребитель разовьет максимальную скорость 692 км/ч. 1 октября 1940 года фирма получила заказ от USAAC на постройку двух прототипов (41-140 и 41-19508). У второго прототипа были новые шасси, убиравшиеся не назад, а в сторону фюзеляжа. Однако программа ХР-53 наткнулась на одно серьезное препятствие - отсутствие двигателя. Выбранный для машины двигатель еще находился на стадии прототипа, серийное производство его в ближайшем будущем не предвиделось. Поэтому проект ХР-53 также прекратили в пользу проекта ХР-60.
Размах крыла, м 12.62
Длина, м 10.74
Высота, м 3.75
Площадь крыла, кв.м. 25.54
Масса нормальная взлетная, кг 4810
Тип двигателя 1 ПД Continental XIV-1430-3
Мощность, л.с. 1 х 1600
Максимальная скорость , км/ч 692
Практический потолок, м 9800
Экипаж, чел. 1
Вооружение : восемь 12,7-мм пулеметов
 
 
Историю истребителя ХР-60 иначе как грустной назвать нельзя. Этот самолёт стал отчаянной попыткой фирмы Curtiss создать достойную замену Р-40, который был одним из наиболее массовых американских самолётов тех лет. Тем не менее, под влиянием многих факторов, ХР-60 так и не стал серийным самолётом, оставив труды своих разработчиков напрасными. История этой машины началась в 1940 году, когда стало очевидно, что усовершенствованный истребитель ХР-46 не будет отвечать предъявленному к нему техническому заданию. В этот самолёт, создаваемый с учетом боевых действий в Европе, было и без того вложено немало сил и средств, но в итоге была получена довольно посредственная модификация Р-40, которая пройдя массу доработок осталась на прежнем уровне. Следующий вариант истребителя подвергся гораздо большим изменениям. На нем планировалось установить 12-цилиндровый рядный двигатель Continental XIV-1430-3 мощностью 1600 л.с. и крыло ламинарного профиля, существенно повышавшим скоростные характеристики. Конструкция шасси также была изменена - теперь основные стойки и колеса убирались в крыло с разворотом на 90 градусов, как у более ранних моделей. Вооружение включало в себя восемь 12,7-мм пулеметов. Центральную и хвостовую секцию фюзеляжа решили позаимствовать к Р-40D, однако по большому счету новая Model 88 являлась переработанным ХР-46. По проекту максимальная скорость истребителя должна была составить порядка 692 км/ч.
1 октября 1940 года USAAC подписал контракт на постройку двух прототипов Model 88 под армейским обозначением ХР-53, но шесть недель спустя было выдвинуто новое требование. Оценив опыт англичан в ведении воздушной войны американское командование распорядилось начать работы по установке на истребители двигателя Rolls-Royce "Merlin", который также устанавливался на знаменитые "Hurricane" и "Spitfire", прекрасно показавшими себя в боях с немецкими Bf.109Е. Чтобы не терять времени даром один из недостроенных прототипов ХР-53 (серийный номер 41-19508) решили переоборудовать под мотор Allison V-1650-1, представлявшего собой лицензионную копию "мерлина", но с сохранением остальных элементов конструкции. Доработанный истребитель сменил обозначение на ХР-60 (фирменное обозначение Model 90). В то время как шла постройка обоих прототипов USAAC отменил заказ на единственный оставшийся ХР-53. Сделали это из-за задержек с доводкой двигателя Continetal, который мог появиться в массовом производстве не ранее как через пару лет. Такой вариант армейскую авиацию никак не устраивал и оставшийся корпус приспособили для проведения статических испытаний по программе строительства ХР-60. На нем установили протектированные топливные баки и лобовое бронестекло, но полностью сняли вооружение.
Тем временем в проект истребителя были внесены существенные корректировки. Самолёту вернули шасси, по конструкции аналогичное ХР-46 и полностью перепроектировали носовую часть фюзеляжа. Первоначально ХР-60 планировали оснастить чисто британским двигателем Rolls-Royce "Merlin" 28, но проведенные расчеты показали, что максимальная скорость ХР-60 в данной конфигурации не будет сильно отличаться от ранних моделей. Это подтвердили и испытания, начавшиеся 18 сентября 1941 года состоявшиеся всего через 11 дней после первого полёта неблагополучного ХР-46. Скорость истребителя составила 622 км/ч, а высоту 5000 метров ХР-60 набирал за 7,3 минуты, что было гораздо лучше показателей серийных Р-40, но недостаточной по сравнению с самолётами основным конкурентов. Отчасти это произошло из-за плохого качества изготовления крыла ламинарного профиля, в котором каждая неровность "съедала" немного скорости. Испытания опытного экземпляра несколько раз заканчивались поломками шасси, после которых самолёт подвергался ремонту и сопутствующим мелким доработкам. Пришлось ещё увеличить площадь вертикального оперения, так как пилоты жаловались на недостаточную путевую устойчивость самолёта. Общий объём переделок оказался немаленьким и от начальной модели осталось только крыло и некоторые секции фюзеляжа.

Размах крыла, м 12.62
Длина, м 10.16
Высота, м 4.27
Площадь крыла, кв.м. 25.40
Масса, кг
пустого самолета 3180
нормальная взлетная 4241
Тип двигателя 1 ПД Packard V-1650-1 Merlin
Мощность, л.с. 1 х 1300
Максимальная скорость , км/ч 611
Крейсерская скорость , км/ч 542
Практическая дальность, км 1040
Практический потолок, м 10200
Экипаж,чел. 1
Вооружение : шесть 12,7мм пулемета установленных в крыле

http://www.airwar.ru/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий