28/03/24

Проект САУ Škoda Voss I / Voss II (Чехословакия. 1941 -1942 год).

Весьма загадочный и неоднозначный проект самоходной установки разработывался чешской (а по сути на то время уже немецкой) фирмой Škoda на рубеже 1941-1942 годов. Базой для новой САУ послужило шасси танков серии Т-21 / Т-22 / Т-23М, разработка и испытания которых не принесли желаемого успеха. В принципе, машины получились неплохими, но из-за технических проблем, связанных в первую очередь с работой силовой установки, немцы отказались принимать их на вооружение, а отыскать зарубежных заказчиков не удалось ...
По всей видимости, чтобы в очередной раз спасти задел по проекту, чешскими специалистами было предложено сразу два варианта самоходной артиллерийской установки.

– противотанковая самоходная установка с 75-мм пушкой;
– самоходная установка огневой поддержки со 150-мм гаубицей.

Судя по сохранившимся эскизам и чертежам (в случае для противотанкового варианта это был чертеж с номером Am 49907) для обоих машин предполагалось использование штатного шасси от Т-23М, которое, применительно на один борт, состояло из следующих элементов:

- 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно в 4 тележки с индивидуальной подвеской и амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах, парные секции тележек соединялись продольной балкой для усиления жёсткости конструкции;
- один независимый “натяжной” каток между первой тележкой и ведущим колесом;
- 5 поддерживающих роликов;
- переднее направляющее колесо;
- заднее ведущее колесо;
- мелкозвенчатая гусеница со стальными траками.
Конструкция корпуса, по всей видимости, также не должна были претерпеть серьёзных изменений. Исключение составила только верхняя часть, где вместо вращающейся башни предполагалась установка неподвижной открытой сверху рубки, в передней части которой монтировалось 75-мм орудие Škoda А16 с длиной ствола 50 калибров. Соответственно, было полностью перекомпоновано боевое отделение. Не исключено, что командование вермахта действительно некоторое время испытывало интерес к данной разработке, о чем можно судить по обозначению 7,5-cm Selbstfahrlafette PaK (Škoda), но более вероятно, что работы всё же носили инициативный характер - альтернативным обозначением это САУ было Voss I. Впрочем, по причине неудачных испытаний танка Т-23М, который по сути являлся базовой моделью, проект противотанковой самоходки был закрыт. Та же участь постигла и Voss II. Чертежей этой машины найти не удалось, но до нашего времени сохранилась ретушированная фотография, на которой на шасси Т-23 "установили" приземистую рубку и гаубицу. Толщина лобовой части рубки должна была составлять 50 мм.
Расчётные ТТХ : боевой вес - 8000 кг, экипаж - 4 человека, длина по корпусу- 5600 мм, ширина - 2500 мм, высота - 2400 мм, клиренс - 350 мм, бронирование : лоб корпуса - 15 мм, борт корпуса - 12 мм, корма - 10 мм, крыша - 8 мм, днище - 8 мм, силовая установка - двигатель Škoda, бензиновый, жидкостного охлаждения, 8-цилиндровый, мощностью 240-260 л.с., максимальная скорость - 50 км/ч, запас хода - 150 км, вооружение : 1 противотанковая пушка 75-мм или 1 гаубица 150-мм.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий