Ко второй половине Второй Мировой стало окончательно ясно – будущее стоит за реактивной авиацией. Если в начале 1940-х военные сомневались, что из реактивных самолётов может выйти даже хороший перехватчик или истребитель, то в 1944 году всеми сторонами войны финансировались работы над использованием нового типа двигателя почти во всех областях авиации. Разумеется, ни одна авиастроительная фирма не могла остаться в стороне от этого дела, и конкуренция в реактивной сфере мгновенно взлетела до небес, и некоторые фирмы первопроходцы, просто не успевали за новыми соперниками, проигрывая гонку за контрактом. Похожая история случилась и с фирмой Bell Aircraft. Фирма имела наработки по реактивным самолётам ещё в конце 1930-х годов и логично была выбрана для создания первого американского реактивного истребителя – P-59 Aircomet. Но, как любой первый блин, P-59 вышел комом, и Bell пришлось удовлетвориться лишь небольшой серией этих машин. А тем временем конкурент в лице Lockheed, McDonnell, Republic ушли сильно вперед, и соревноваться с ними уже не было смысла. И тогда в Bell решили применить свой опыт в немного другой сфере и создать первый реактивный штурмовик ...
Первые проработки реактивного бомбардировщика в Bell проводились ещё в 1943 году. Именно тогда была выбрана конфигурация самолёта с четырьмя двигателями, размещёнными в двух гондолах под крылом по два в каждой. Ранней весной 1944 года Армия США открыла спецификацию R-1800-Е, по которой требовалось создание высокоскоростного ударного самолёта, способного выполнять задачи штурмовика, бомбардировщика, торпедоносца, разведчика. От самолёта требовалась скорость в 800 километров в час, хорошая управляемость и способность нести до 6 тонн полезной нагрузки. Это был шанс для Bell, и в мае 1944 года военным был направлен предварительный проект ударного самолёта с внутренним названием "Venus Project". Это был среднеплан со стреловидным крылом (которое, как всем известно, тупые американцы украли у немцев после войны😂😂😂) и размещением четырёх реактивных двигателей в двух обтекаемых гондолах под крылом. По всем предполагаемым характеристикам этот проект соответствовал требованиям военных : скорость до 810 километров в час, практический потолок 8 километров с полной нагрузкой, полезная нагрузка до 7 тонн. Поскольку других проектов на конкурс представлено не было, Bell получили 100000 долларов на дальнейшую проработку самолёта.
Первоначально предполагалось использовать на Venus двигатели General Electric J31, такие же, как и на P-59 Airacomet, но в последствие проект был пересмотрен под более новый вариант J39, что позволило увеличить скорость до 900 километров в час. Использование сразу четырёх двигателей (хоть и имелся доступ к более мощным двигателям) делало Venus более живучим, самолёт мог продолжать полёт на двух двигателях из четырёх. Особое внимание в конструкции было уделено кабине лётчиков – она была вынесена в нос самолёт и имела максимальную доступную площадь остекления, похожая конструкция была использована немцами на Ar.234 (сложно сказать знали ли в Bell об этом самолёте в 1943 году). Поскольку самолёт предполагалось использовать как штурмовик, конструкция самолёта была максимально упрочнена, в Bell считали вполне возможным посадку Venus на брюхо без серьёзных последствий. Предусматривалось дублирование многих важных органов самолёта, рассматривался вариант бронирования двигательных гондол и кабины экипажа. Кроме того, предполагалось использование протектированых топливных баков с заимствованием некоторых решений из танкостроения.
Самолёт предполагалось создавать в трёх вариантах – штурмовик, бомбардировщик и разведчик. Общим для всех вариантов было оборонительное вооружение в виде двух крупнокалиберных пулемёта в хвостовой турели. Вариант штурмовика отличался установкой дополнительного бронирования баков и размещением в носу пушечного-пулемётного вооружения. Всего в Bell было исследовано несколько вариантов орудийных установок : шестнадцать пулемётов калибра .50, восемь пулемётов калибра .60, 20-мм и 30-мм автопушки, автоматические безоткатные орудия 75-мм и 105-мм. Штурмовой вариант мог нести до 2 тонн бомбового вооружения на внутренней подвеске и одну тонну различного бомбового и ракетного вооружения под крылом. Экипаж штурмового варианта составлял три человека: пилот, штурма-оператор вооружения и стрелок. Вариант штурмовика после доработок мог выполнять и роль торпедоносца, неся вместо бомбовой нагрузки две торпеды под крылом.
Вариант бомбардировщика отличался конструкцией кабины – вместо пушек и пулемётов в носу размещался четвёртый член экипажа – штурман-бомбардир, конечно, увеличивалось остекление кабины до всего носа самолёта. Значительно расширялся бомбовый отсек, за счёт небольшого ослабления конструкции и отсутствия бронирования. Предполагалось, что Venus сможет нести двенадцать 500-фунтовых бомб, двадцать 250-фунтовых, пять 1000-фунтовых или одну бомбу Tallboy. Так же прорабатывался вариант размещения на самолёте аппаратуры для применения различных типов управляемых боеприпасов, в том числе и управляемых крылатых ракет. Бомбардировочный вариант мог оснащаться дополнительными подкрыльевыми топливными баками, увеличивая дальность полёта с 1800 километров до 2400. Разведывательный вариант Venus больше походил на бомбардировочный – вместо бомбоотсека размещались дополнительные топливные баки и разведывательная аппаратура, бомбардир заменялся на оператора разведоборудования. Радиус полёта самолёта увеличивался до 2800 километров без дополнительных баков и до 3300 километров с дополнительными топливными баками.
Работы над Venus Project шли достаточно сложно, ведь перед конструкторами стояла непростая задача обеспечить хорошую управляемость высокоскоростного самолёта на малой высоте. Сложности создавала, и проработка стреловидного крыла. Было у этого проекта и множество внешних проблем – военно-воздушные силы Армии США семимильными шагами шли к своей независимости и откровенно тяготились необходимость выполнять ударные задачи. Генералы ВВС видели будущее в армадах стратегических бомбардировщиков (а вскоре и в свете ядерных взрывов) и считали армию устаревшей и абсолютно ненужной в новых войнах. Отсюда следовал вывод, что самолёты, предназначенные для поддержки наземных войск просто не нужны и даже вредны, ибо отвлекают силы от более важных задач. Подходил к концу и конфликт в Европе, к которому Venus не успевал при всём желании. Да и в самой Bell больше внимания уделяли XP-83, сохраняя надежду получить выгодный заказ на новый истребитель.
В начале мая 1945 года была проведена встреча представителей ВВС и Bell и некоторых других авиастроительных фирм, на которой было решено, что в текущий момент создание реактивного штурмовика не имеет смысла, поскольку такой самолёт не имеет задач на поле боя. Задачи непосредственной поддержки войск смогу выполнять истребители, уже способные нести немалую полезную нагрузку, что позволит сэкономить средства и перевести их на создание среднего реактивного бомбардировщика. Несмотря на вялые попытки Bell защитить свой проект или сохранить его как бомбардировщик, в конце мая было принято решение о прекращении финансирования Venus Project.
https://youroker.livejournal.com/ ( The Jet Race and the Second World War. Sterling Michael Pavelec , Design Directiv Attack. 10 May 1945 , https://www.secretprojects.co.uk/ ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий