В 1942 году, используя наработки по поплавковому гидробомбардировщику Фиат RC.14, разработчики машины Манлио Стиавелли и Лючио Лаццарино взялись за разработку сухопутного штурмовика, по сути, просто колесной версии гидроплана. Машину, обозначенную как АС.14 (Assalto Stiavelli – "штурмовик Стиавелли"), предполагали вооружить мощным курсовым стрелково-пушечным вооружением из расположенных в носу двух 12,7-мм пулеметов Бреда-САФАТ и 37-мм зенитного автомата Бреда 37/54 mod.32 с магазинным питанием. В начале 1943 года самолет был готов к испытаниям, однако внезапно загвоздка оказалась именно в поставке пушки. После разгрома итальянских войск в Северной Африке огромное количество 37-мм зениток оказалось трофеями союзников. А те, что оставались на вооружении, стали остродефицитными для защиты домашней территории от усиливавшихся налетов авиации. Таким образом, получение пушки для установки на самолет оказалось под вопросом. Чтобы спасти проект, специалисты Фиата вынуждены были искать подходящую замену зенитке Бреда из того, что было доступно. Тогда разработчики обратили внимание на 47-мм полуавтоматическую пушку модели 1935, выпускаемую с предвоенных времен в Италии по лицензии австрийской компании "Бёллер" ...
Орудие Böhler 47/32 mod.35, формально числившееся противотанковым, уже к началу войны капитально устарело. Короткий ствол, слабый снаряд уже почти не оставляли расчету шанса в борьбе с современной бронетехникой. Но чрезвычайно легкая и мобильная конструкция и высокая техническая скорострельность полуавтомата делали ее весьма удобным оружием поддержки пехоты.
Теоретически превратить полуавтомат в автомат было делом не таким сложным – требовалось просто дооснастить орудие механизмом подачи патронов. А перспектива применения с самолета весьма мощных 2-кг снарядов выглядела весьма соблазнительно. По логике, использование данного оружия с самолета было даже предпочтительнее, чем 37-мм Бреды. Тело орудия, весившее всего 78 кг, было значительно легче зенитки массой без малого три центнера, схема длинного отката ствола значительно лучше гасила отдачу более мощного патрона, чем при коротком откате автомата Бреда. А могущество втрое более тяжелого снаряда было очевидно. Преимуществами более высокой технической скорострельности той или иной системы такого калибра можно было спокойно пренебречь, поскольку при авиационном использовании тяжелых орудий прицельно можно было сделать все равно не более одного-двух выстрелов в одной атаке.
Задача переделки противотанкового полуавтомата в автомат была поручена фирме Капрони, имевшей некоторый опыт в разработке авиационных турелей. Итогом работ стало появление 47-мм автомата, в котором от исходного образца – противотанковой пушки Бёллер остался лишь ствол длиной 1150 мм (реально 24,4 калибра) с 24 правосторонними нарезами и расположенный под стволом цилиндр гидравлического тормоза отката, заполненного смесью воды и глицерина. Остальные элементы орудия пришлось проектировать заново. Хотя, при взгляде на конструкцию орудия создается ощущение, что специалисты Капрони в режиме «ошпаренной кошки», импровизируя, собирали пушку из элементов других систем.
Горизонтальный клиновой затвор у исходного образца был заменен на винтовой затвор французского типа. Вертикальная подача патронов из обоймы емкостью 4 выстрела была явно навеяна конструкцией Бофорса. Общая компоновка орудия сильно напоминала 37-мм американскую пушку Болдуина.
Наибольший интерес представляла собой конструкция затвора. Когда очередной патрон досылался в камору поступательным движением затвора, зеркало затвора и каморы патронника соприкасаются. Затвор завершает свое поступательное движение, но боек ударно-спускового механизма продолжает свое поступательное движение вперед. На наружной поверхности бойка имеется ходовая резьба, которая входит в зацепление с ответной резьбой на поверхности затвора, заставляя затвор поворачиваться, запирая камору патронника.
Пушка использовала стандартные унитарные патроны 47х195R от противотанковой пушки Бёллера. Фугасный снаряд М1935 массой 2,86 кг покидал ствол с начальной скоростью 450 м/с. Бронебойный М1939 весил 2,055 кг – 670 м/с.
Характеристики 47-мм автоматической пушки точно неизвестны. Если судить по базовой конструкции пушки Бёллера 47/32, тело орудия которой весило 78 кг, то общая масса всей системы должно было быть в пределе 150-200 кг. Темп стрельбы из-за длинных ходов автоматики едва ли превышал техническую скорострельность полуавтомата – 28 выстр/мин. Прицельная дальность системы была в пределах 1000 метров.
Опытный экземпляр 47-мм пушки был установлен на прототип штурмовика АС.14 и проходил испытания в августе 1943 года. Для обслуживания пушки был выделен отдельный член экипажа, располагавшийся в носовой кабине. Он вкладывал новые снаряды в обойму и вручную осуществлял зарядку пушки. AS.14 испытывался с 23 августа до середины сентября 1943 года, пока не был разрушен в результате катастрофы. Данные о параметрах поведения пушки на прототипе самолета не сохранились. По всей видимости, эта система осталась одним из образцов импровизации военного времени, которых было предостаточно с обеих сторон участников мирового конфликта. Есть также информация об установке 47-мм автомата на штурмовик Бреда Ва.88, которая строится на базе единственной невнятной фотографии этой машины с выступающим снизу чем-то похожим на крупнокалиберный ствол. Но в итальянских источниках упоминание о такой модификации не нашлось.
ТТХ : калибр – 47 мм, патрон - 47×195R, тип
автоматики – длинный откат ствола, вес – тело орудия – 78 кг, общий –
около 200 кг, длина ствола – 1150 мм, темп стрельбы – 30 выстр./мин,
начальная скорость снаряда – 450 м/с (фугасный) и 670 м/с (бронебойный),
ёмкость магазина – обойма на 4 снаряда, вес снаряда – 2,86 кг
(фугасный) и 2,055 кг (бронебойный).
Евгений Аранов (по материалам Chinn "The Machine Gun").
Комментариев нет:
Отправить комментарий