07/04/24

Проект патрульного гидросамолёта Convair P6Y "Dunker" (США. 1954 - 1957 год).

В 1950-е годы советские подводные силы стремительно набирали свою мощь, в ответ на это ВМФ США развернул ряд программ, призванных усилить его противолодочные возможности. Некоторые из этих усилий полностью себя оправдали развитием нового оборудования для обнаружения и увеличением количества атомных противолодочных субмарин. Однако в те годы ВМФ США желал приобрести средства быстрого обнаружения и преследования вражеских подводных лодок в районах, расположенных как можно дальше от авианосных ударных соединений. Это означало необходимость использования самолета, способного покрывать большие расстояния и исследовать большие участки открытого океана ...
Примерно в эти годы был сделан значительный шаг вперед в технологии гидролокации, и ВМФ США начал работы над концепцией применения гидросамолетами спускаемых на кабеле гидролокаторов. Гидросамолет должен был забросать интересующую его область радиогидроакустическими буями, после чего приводниться и использовать спускаемый на кабеле гидролокатор для дальнейшего отслеживания вражеской подводной лодки. Спускаемый на кабеле гидролокатор уже нашел свое применение на вертолетах, которые серьезно уступали обычным самолетам в показателях скорости и дальности. В 1954 году командование Управления аэронавтики ВМФ США провело встречу с руководством компании Convair, которая еще до Второй Мировой войны зарекомендовала себя в области создания гидросамолетов и упрочила свою репутацию как созданием легендарных самолетов вроде PBY Catalina, так и энергичной послевоенной программой гидродинамических исследований летающих лодок. Компания Convair разработала проект, получивший название «Dunker». Новая машина должна была оснащаться двумя радиальными двигателями Wright R-3350 Duplex Cyclone и быть способна действовать в неспокойных водах открытого моря. Испытания в типовой форме показали, что наиболее отличительной чертой летающей лодки Dunker являлся очень глубокий корпус, предназначенный для «прорезания» сквозь волны. Для обеспечения необходимого для двигателей расстояния от неспокойного моря на летающей лодке Dunker также как и на PBY Catalina крыло должно было быть установлено над фюзеляжем высоко на пилоне. К 1956 году проект летающей лодки Dunker был усовершенствован; самолет должен был получить состоявшую из трех радиальных двигателей Pratt & Whitney R-2800 силовую установку, что должно было привести к увеличению размеров и улучшению характеристик.
По результатам проведенной компанией Convair работы в мае 1956 года Управление аэронавтики ВМФ США выпустило объявление о принятии предложений по созданию перспективного противолодочного гидросамолета в конфигурации летающей лодки, способной действовать при волнении моря и использовать спускаемый на кабеле гидролокатор. Компания Martin представила проект четырехмоторной летающей лодки, которая получила обозначение P7M Submaster и которая в своей основе имела значительный опыт работ над оснащенной реактивными двигателями лодкой P6M Seamaster. Предложение компании Convair являлось дальнейшей доработкой проекта Dunker и получило обозначение P6Y. По сравнению с проектом компании Martin предложение компании Convair было более перспективным. Для полётов на малой скорости и мягкой посадки в бурном море на P6Y были сохранены три радиальных поршневых двигателя R-2800. Помимо этого на самолет должна была быть установлена инновационная система управления пограничным слоем по всему размаху крыла. Два турбореактивных двигателя General Electric J85 должны были быть установлены в центральной гондоле бок о бок позади поршневого двигателя. Корневые закрылки 38,86-метрового крыла должны были использоваться для подсоса выше и чуть впереди закрылков; реактивный выхлоп двигателей J85 должен был проходить над закрылками и резко повышать их эффективность. В консолях крыла, расположенных за гондолами боковых двигателей, должно было использоваться управление пограничным слоем для обдувания высокоскоростным потоком воздуха, проходящим через верхнюю часть закрылков. На законцовках крыла должны были быть установлены поворотные реактивные сопла, которые предназначались для улучшения управляемости самолёта по крену на малоскоростных режимах полета. Согласно оценкам компании Convair установка на P6Y системы управления пограничным слоем позволила бы летающей лодке совершать посадку на скорости 40 узлов (74 км/ч) - впечатляюще для самолета с экипажем из десяти человек и общим весом свыше 45360 кг.
Проектирование P6Y возглавлял немецкий инженер Ганс Амтманн (Hans Amtmann), который в годы Второй Мировой войны занимался разработкой летающих лодок в компании Blohm und Voss. Как сообщается, Амтманн даже провел некоторое время на американских подводных лодках, чтобы из первых рук узнать о проблемах противолодочных субмарин в открытом океане! Спускаемый на кабеле гидролокатор и гидроакустические буи должны были быть размещены в центре фюзеляжа. Отсек вооружения должен был быть расположен позади сонарного отсека и мог нести глубинные бомбы, торпеды и даже ядерное оружие. Открывающиеся створки бомбоотсека должны были создавать гладкое и водонепроницаемое уплотнение на нижней части фюзеляжа. Благодаря форме корпуса и установленной на закрылках системе управления пограничным слоем P6Y был бы в состоянии действовать в бурном море с высотой волн до 3,7 м. К 1957 году несмотря на то, что проектные работы продвинулись далеко вперед, в ВМФ США люди, занимавшиеся морским патрулированием, не были в восторге от перспективы действий в бурном море. Опыт Второй Мировой войны показывал, что будут неприятные и грубые воздействия на конструкцию и системы даже у наиболее прочных летающих лодок. В декабре 1957 года программа P6Y была отменена в связи с полным отсутствием поддержки со стороны ВМФ США идеи применения летающих лодок в качестве патрульных самолётов. С этого момента противолодочное патрулирование было передано самолетам наземного базирования. В этом же году ВМФ США выпустил объявление о принятии предложений по созданию самолета-преемника Lockheed P2V Neptune и Martin P5M Marlin, в котором было специально указано, что создаваемая машина должна была быть наземного базирования. Новый самолет, являвшийся модификацией авиалайнера Lockheed L-188 Electra, совершил свой первый полет в 1958 году под обозначением YP3V. Пошедший в серийное производство P3V получил наименование Orion, а после 1962 года был переобозначен как P-3.
Хотя отмена программы Convair P6Y послужила поворотным пунктом в морской авиации, и самолеты наземного базирования взяли на себя функции, которые традиционно возлагались на гидросамолеты, концепция, лежавшая в основе P6Y, не умерла. В 1966 году силы самообороны Японии подписали с компанией Shin Maywa Industries, Ltd. контракт на постройку океанской противолодочной летающей лодки, получившей обозначение Shin Meiwa PS-1. Летающая лодка PS-1 оснащалась четырьмя турбовинтовыми двигателями General Electric T64 и также как и P6Y получила дополнительный газотурбинный вспомогательный двигатель T58. Этот двигатель устанавливался в середине верхней части фюзеляжа и обеспечивал работу мощной системы управления пограничным слоем, позволявшей летающей лодке совершать посадку на скорости 50-55 узлов (93-102 км/ч). Прочная конструкция и форма корпуса, подобная P6Y, позволяли PS-1 действовать в открытом море при высоте волн 4,27 м. Также как и P6Y, летающая лодка PS-1 выполняла посадку в море и использовала спускаемый на кабеле гидролокатор для установления контакта с подводной лодкой противника и ее преследования. Последний PS-1 был поставлен морским силам самообороны Японии в 1978 году. 
 
Расчётные ТТХ :

Силовая установка :

• три восемнадцатицилиндровых двухрядных радиальных двигателя Pratt & Whitney R3350-32W, развивавших мощность 3700 л.с.
• два турбореактивных двигателя General Electric YJ85-GE-1, развивавших тягу 9,3 кН каждый.

Размеры :

размах крыла 38,86 м
длина 36,89 м
высота 11,89 м
площадь крыла 232 м²

Вес :

пустого 27573 кг
боевой 42801 кг
максимальный 45360 кг

Летные характеристики :

максимальная скорость 648 км/ч
практический потолок 7711 м
дальность полета 2222 км

Вооружение : ракеты, бомбы, глубинные бомбы на внешних узлах подвески.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий