08/04/24

Проект плавающего танка "Leták" (Чехословакия. 1954 - 1956 год).

U9376 "Leták". Проект чехословацкого лёгкого плавающего танка 1950-х годов. Проект был положительно оценен в Советском Союзе. Тем не менее, дальнейшее развитие было остановлено в 1956 году чехословацкой стороной. Было произведено два макета. В металле не строился. Проект этого плавающего танка начал разрабатываться в марте 1954 года. Он был основан на другом проекте - танке VOŽ. Но по сравнению с ним имел укороченное шасси (6 катков вместо семи с каждой стороны) ...
"Leták" был одним из последних независимых чехословацких проектов в сложных условиях советизации 1950-х годов. Он был создан в 1954 году на заводе "ZTS" в Мартине, северная Словакия, как плавающий танк и был очень похожий на более поздний советский ПТ-76. Машина получила индекс "U9376", а слово "leták" применялось просто кодовое слово. Основная цель заключалась в создании плавающего легкого танка весом от 15 до 20 тонн с использованием компонентов Т-34-85, а именно двигателя В-2. Благодаря одному предыдущему проекту плавучего танка (VOŽ), подвеска и плавучая система уже были разработаны. Подвеска состояла из торсионных стержней, благодаря чему машина развивала скорость до 60 км/ч на твердых поверхностях. В итоге машина весила около 15 тонн и должна была быть вооружена 57-мм чехословацкой автоматической пушкой. Проектные работы начались всерьез к концу 1954 года, но в 1955 году поступил приказ остановить развитие новых проектов, в том числе и этот. Несмотря на это, уже готовая концепция была отправлена в Советский Союз для оценки. Советы ответили положительно, однако они предложили вооружить танк 76-мм или даже 85-мм пушкой и использовать более легкий двигатель, а именно В-6. Танк даже был оценен лучше, чем советский проект ПТ-76, но даже это не помогло дальнейшей разработке проекта — чехословацкая армия отказалась от него в феврале 1956 года. Танк должен был иметь классическую компоновку с продольным размещением двигателя в корпусе и экипажем из четырёх человек — командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий. Корпус машины был разделен на три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. В центре отделения управления было оборудовано рабочее место механика-водителя. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего, среднего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. На одном из двух макетов верхняя лобовая деталь имела форму "щучьего носа". Бронирование корпуса противопульное, и выдерживало попадание пуль калибром 12,7-мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса танка и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем размещались силовая установка и агрегаты трансмиссии. В качестве основного вооружения в башне кругового вращения устанавливалось 57-мм автоматическое орудие, возможно Škoda A25, с автоматом заряжания. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Орудие имело револьверный механизм заряжания. Пушка A25 в "барабане" имела 10 патронов. Согласно расчетным данным, на дистанции в километр орудие пробивало установленную под углом 60 градусов плиту толщиной 81 мм. Вместе с орудием устанавливался спаренный 7,92-мм пулемёт, возможно ZB vz.37 производства фирмы "Československa Zbrojovka Brno". Пулемет использовал газоотводную автоматику. Запирание ствола осуществлялось перекосом затвора в вертикальной плоскости. Вес пулемёта 18,6 кг. Скорострельность 500-770 выстр./мин. Начальная скорость пули 790 м/с. Боекомплект пулемёта составляли патроны 7,92×57 мм.
Также предполагалась установка 12,7-мм зенитного пулемёта, возможно TK vz.53 (советский ДШК). Крупнокалиберный пулемёт представляет собой автоматическое оружие, построенное на газоотводном принципе. Запирание ствола осуществляется двумя боевыми личинками, шарнирно укрепленными на затворе, за выемки в боковых стенках ствольной коробки. Режим огня — только автоматический, ствол несъёмный, оребренный для лучшего охлаждения, оснащён дульным тормозом. Питание осуществляется из нерассыпной металлической ленты, подача ленты — с левой стороны пулемёта. В затыльнике ствольной коробки смонтированы пружинные буфера затвора и затворной рамы. Огонь вёлся с заднего шептала (с открытого затвора), для управления огнём использовались две рукоятки на затыльнике и спаренные спусковые крючки. Прицел рамочный, на станке также имелись крепления для зенитного ракурсного прицела. Вес пулемёта 33,5 кг. Длина 1625 мм. Длина ствола 1070 мм. Скорострельность 600-1200 выстр./мин. Начальная скорость пули 840-860 м/с. Боекомплект пулемёта составляли патроны 12,7×108 мм. Согласно первого варианта проекта в задней части корпуса устанавливался советский V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный быстроходный дизельный танковый двигатель В-2 водяного охлаждения с непосредственным впрыском. Объём 38,8 л, степень сжатия 14 и 15. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об./мин., эксплуатационная — 400 л.с. при 1700 об./мин., максимальная — 500 л.с. при 1800 об./мин. Масса двигателя - около 1000 кг. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой — 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Во втором варианте предполагалась установка двигателя В-6 мощностью 240 л.с. Трансмиссия также устанавливалась в корме танка. Коробка передач автоматическая, производства фирмы "Škoda". Ходовая часть на один борт состояла из 6 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположение, и направляющее "ленивец" в передней части корпуса. Ширина трака 550 мм. Удельное давление на грунт 0,048 МПа.
Расчётные ТТХ : боевой вес - 15-20 тонн, бронирование - 10-20 мм, экипаж - 3-4 человека, силовая установка - дизель В-6 (советский) мощностью 240 л.с, максимальная скорость - 60 км/ч, вооружение : автоматическая пушка А25 калибра 57-мм, 1 пулемёт 12,7-мм, 1 пулемёт калибра 7,92-мм.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий