02/04/24

Винтокрыл Lockheed AH-56 "Cheyenne" и проекты на его базе (США. 1965 - 1972 год).

Первой вертолетной программой фирмы Lockheed стала программа AAFSS. Эта программа разработки боевого вертолета продолжалась семь лет : с 1965 по 1972 и стоила $12,750,000. Однако все эти жертвы были напрасны - в итоге программа была закрыта, причем не сколько по техническим причинам, сколько по финансовым. А начиналось все в 1967 году, когда американской армии во Вьетнаме понадобился быстрый, хорошо вооруженный вертолет для эскортирования транспортных "ирокезов" и "чинуков". В финале программы AAFSS из 12 проектов генералы выбрали два - Sikorsky с S-66 и Lockheed с проектом Cheyenne. В итоге в марте 1966 года фирма получила контракт на постройку десяти AH-56-LO ...
Однако более этот проект был известен как "Dragonfly" из-за своего длинного плоского фюзеляжа и убирающегося шасси. Вообще вертолет представлял себя сплошную инновацию, начиная с трехлопастного несущего винта (обычными в то время были двух - и четырехлопастные). AH-56A получил двигатель General Electric T64-GE-16, который позволял вертолету развивать скорость в 418 км/ч, потолок до 2073 м и набор 1133 м за 1 минуту. Запас топлива позволял держаться в воздухе в боевом режиме около трех часов и совершать перегоночный перелет на 4667 км. Уже девятый вертолет получил усовершенствованный двигатель T64-GE-716 с увеличенным количеством л.с. На Cheyenne стояли три внутренних топливных бака - на 300 US gallon, 78 gallon и 60 gallon. Кроме того, вертолет изначально предназначался для того, чтобы нести еще пять подвесных бака емкостью от 300 до 450 галлонов (соответственно 1130 - 1700 литров). Экипаж из двух человек располагался тандемно и был защищен бронеплитами, которые гарантировали невозможность поражения из стрелкового оружия.
Однако изюминкой вертолета стала стрелковая станция XM-112, разработанная фирмой General Electric. С ее помощью стрелок полностью контролировал все вооружение вертолета. Она включала 12 перископов для наводки, систему ПТУР "Тоу", лазерный дальномер и систему ночного видения AAS-25. такая комбинация позволяла контролировать 210 градусов окружающего пространства, а за счет разворота вертолета - все 360. Система авионики включала в себя радиостанции ARC-114 VHF/FM, ARC-115 VHF/AM, ARC-116 UHF/AM. Для навигации использовалась система определения высоты ASQ-126, посадочная ARN-82, автомат поддержания курса ARN-89 и система опознания "свой-чужой" APX-72. Все эти системы были интегрированы с системой управления оружием и были очень легки в обслуживании. В носовой турели, разработанной фирмой Emerson Electric предусматривалась установка либо 40-мм гранатомета XM-129 (который обеспечивал скорострельность в 350 выстрелов в минуту) или шестиствольный пулемет 7.62-мм Minigun XM-196 (с фиксированной скорострельностью в 750, 1500, 3000 или 6000 выстр\мин). Основным вооружением была система XM-52, которая состояла из 30-мм автоматической пушки Aeronautronics XM-140 со скорострельность в 450 выстр\мин. Боекомплект состоял из 2010 снарядов. Кроме того, на вертолете было шесть узлов подвески вооружения, на которых можно было подвесить до 907 кг различного вооружения.
Летные испытания нового вертолета начались со второго экземпляра 66-8827, построенного в сентябре 1967 года. Однако уже в первых полетах обнаружилось, что вертолет себя в воздухе нестабильно. Все эти недостатки выразились в катастрофе третьего Cheyenne (66-8828), который разбился в 60 милях от Лос Анжелеса. Во время очередного полета винт ударил по кабине пилота, убив летчика Дейва Бейла. В итоге было решено устанавливать катапультируемые кресла. Гибель летчика-испытателя отрицательно сказалась на дальнейшей судьбе программы - военные требовался и притом срочно вертолет и в итоге Bell AH-1 в количестве 100 экземпляров был отправлен во Вьетнам. В итоге контракт на $100 million оказался в руках фирмы "Белл", а контракт с "Локхид" был разорван 19 мая 1969 года. На тот момент из-за нескольких инцидентов все Cheyenne находились на земле. Тем не мене фирма решила продолжать летные испытания и доработку машины за свой счет. Таким образом, как в 1970 года "Белл" получила дополнительный контракт на 1000 АН-1, инженеры "Локхида" продолжали биться над своим творением. Прежде всего на вертолете ввели трехстоечное шасси, однако этот модернизированный аппарат AH-56A (66-8835) был поврежден во время продувки в аэродинамической трубе НАСА.
Наконец военным представили окончательный вариант вертолета No.9 (66-8834), но средств в финансовом году 1972 и 1973 на эту программу просто не осталось. Это был конец. Вторую жизнь проекта могли бы вдохнуть экспортные поставки - в частности большой интерес проявляли израильские военные, но большинство узлов и механизмов вертолета были сочтены секретными и поставки за рубеж Госдеп запретил.
Таким образом, до наших дней дожил только один экземпляр этого необычного вертолета - пятый (66-88301). Сейчас он находится в Музее армейской авиации США в Fort Rucker, Alabama.
Диаметр главного винта, м 15.30
Длина,м 18.30
Высота ,м 4.20
Масса, кг
пустого 5315
максимальная взлетная 7709
Тип двигателя 1 ГТД General Electric T64-GE-16
Мощность, кВт 1 х 2927
Максимальная скорость, км/ч 407
Практическая дальность, км 1400
Скороподъемность, м/мин 1044
Практический потолок, м 7925
Экипаж, чел. 2
Вооружение : одна 20-мм пушка, боевая нагрузка на 2 узлах подвески: ПТУР, ПУ НУР, 40-мм гранатометы.
 
 
Lockheed AH-56 Cheyenne. Машина, выдающаяся по многим параметрам и сейчас, с крайне интересной и необычной судьбой, появившаяся слишком рано и слишком поздно. Его истории и рассуждениям о причинах того, почему Cheyenne так и не встал на вооружение, можно посвятить много слов, но сегодня мне хочется поговорить о проектах на его базе.
Для начала скажу, что знаю, что Cheyenne это по нашей классификации винтокрыл, и называть его вертолётом не совсем верно. В Lockheed были уверенны в предстоящем успехе AH-56, и в ходе достаточно долго периода создания и испытания вертолёта создали большое количество разнообразных проектов на его базе. Одним из самых первых стал проект гражданского вертолёта на основе узлов военного Cheyenne. Предполагалось разработать серию скоростных грузопассажирских вертолётов с использованием той же схемы и максимальной унификацией с ударным вариантом. Проект получил внутреннее наименование CL-1026. Планировалось разработать две версии: на 30 и 60 посадочных мест. Вертолёты должны были заинтересовать малые авиалинии, которые могли бы использовать их на коротких маршрутах вместо малых пассажирских самолётов. Выдвигалась идея и адаптации проекта под требования армии, как скоростного транспортного вертолёта.
Кроме ВВС и Армии Cheyenne'ом интересовались и на флоте, в том числе и как перспективным вертолётом для морской пехоты, так и в качестве патрульного вертолёта, охотника на вражеские подводные лодки. AH-56 совмещал в себе и достаточно неплохую дальность и возможность зависать - это делало его подходящим для многих морских задач. Инженеры Lockheed адаптировали проект под требования моряков и для размещения на авианосце, установив систему складывания лопастей, укрепив конструкцию шасси и разместив за кокпитом отсек для возможной эвакуации пилотов.
Скорость была и даже сейчас остаётся одной из основных отличительных особенностей AH-56, но военным казалось, что и 400 километров в час может не хватить. Потому был разработан проект установки на крыло дополнительный турбореактивных двигателей, что позволило довести скорость до 500 км/ч.
Инженеры Lockheed на этом не остановились, и разработали проект превращения AH-56 в ударный самолёт. Проект получил обозначение CL-1214. Крыло увеличивалось и доводилось до размеров, сопоставимых с нормальным самолётом схожих размеров, сохранялся толкающий винт. Под крылом устанавливались два турбореактивных двигателя Т64-GE-16. В итоге по заверениям инженеров получался бронированный ударный штурмовик, полностью подходящий под требования программы A-X (будущий А-10).
Другим интересным проектом было оснащение Cheyenne системой аналогичной NOTAR (No Tail Rotor — «без хвостового винта») в рамках проекта CL-1275. Реактивный момент компенсируется при помощи эффекта Коанда. Управление по рысканью происходит при помощи управляемого реактивного воздушного сопла на конце хвостовой балки. Такая система повышает живучесть и безопасность вертолёта.
Наиболее же интересным для меня является проект тяжёлого многоцелевого вертолёта Lockheed CL-1051. Два основных изменения относительно обычного AH-56 – установка десантного отсека на 6 человек, по типу Ми-24, и установка двух двигателей, что повышало как тяговооруженность, так и живучесть вертолёта. К сожалению, проект не заинтересовал военных в конце 1960-х, хотя позже одной из причин закрытия программы Cheyenne будут называть уязвимость вертолётов с одним двигателем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий