14/04/24

Программа по созданию стратегического разведчика "M-5 Penetrator" (США. 1985 - 1992 год).

Даже самые революционные и обогнавшие своё время машины неизбежно устаревают, не обошла эта судьба и SR-71. К средине 1980-х стало ясно, что системы ПВО развиты настолько, что даже страны третьего мира могут получить комплексы способные уничтожать "Дрозда". При этом необходимость в подобной машине сохранялась, и ВВС США считали полезным иметь самолёты способные оперативно провести разведку, а не дожидаться выхода спутников на нужную орбиту. Первоначальные требования к наследнику SR-71 были выдвинуты в 1985-м году и включали в себя создание разведывательного самолёта способного развивать скорость в 5М, с возможностью вертикального взлёта и посадки и выполненного с применением технологий "стелс" ...
Вскоре, понимая невозможность реализации такого самолёта, от требования вертикального взлёта и посадки отказались, заменив только на укороченный взлёт. К сожалению, большинство материалов по этой программе засекречено, и мы можем судить лишь по обрывкам рассекречены данных. Не известно даже точное наименование программы, в доступных документах по этой теме проекты именуют просто "M-5 Penetrator", это название мы и используем в дальнейшем.
Достоверно известно как минимум о двух фирмах создавших свои проект M-5 Penetrator - Lockheed и Northrop. Больше всего информации о проекте Lockheed. Как и SR-71 проект был создан в недрах группы "Скунсов" при сотрудничестве с NASA, и немного напоминал своим видом "Дрозда". Самолёты был выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж по своей форме напоминал SR-71, похожей была и форма носа. Крыло треугольное, стреловидное, хвостовое оперение так же стреловидное. Стелс элементы, как и на SR-71, представлены только специальной краской и некоторыми особенностями конструкций гондол двигателей.
Основным новшеством в самолёте является применение двигателей на метане. Выбор такого топлива обусловлен несколькими причинами. Метан сгорает в разы быстрее, чем обычное топливо или водород, что крайне важно на сверхвысоких скоростях, когда воздух проносится через двигатель за миллисекунды. Выделение энергии лишь немного слабее, чем у водорода, и больше чем у обычного топлива. Большая плотность у метана, чем у водорода позволяет взять больше его с собой при равном объёме баков. Метан можно использовать как охладитель, наподобие специального топлива JP-7 у SR-71. И стоит он дешевле водородного, а его производство проще наладить. Точная конструкция двигателей неизвестна, но можно предположить, что она похожа на конструкцию двигателей 5-махового испытательного дрона, спроектированного NASA во второй половине 1980-х.
Для двигателей самолёта исследовалось два типа воздухозаборников - по типу SR-71 с подвижным конусом и плоские воздухозаборники разработанные в NASA. После теоретических исследований и продувки макетов выбор был сделан в пользу вторых. Так же исследовались варианты без хвостового горизонтального оперения.
В итоге, по расчётам, этот самолёт был способен развивать скорости до 5,2 Маха, притом благодаря сверхмощным двигателям разбег при взлёте составлял всего 900 метров. Полезной нагрузкой было до 3 тонн разведывательной аппаратуры, а дальность полёта достигала 7000 километров. 

О конкуренте от Northrop известно ещё меньше. Известно лишь 2 изображения самолёта и ни одного хоть самого простенького описания. По картинкам можно сделать вывод о том, что самолёт был выполнен по компоновке "бесхвостка" с большой стреловидностью передней кромки.

Двигатели, возможно, те же что и на варианте Lockheed, располагаются под фюзеляжем. Можно только делать предположения о его характеристиках, опираясь на требования к программе. О результатах это программы мало что известно. Есть неподтверждённая информация, что ни один из проектов не был выбран победителем, но Lockheed был выбран для продолжения работ над темой гиперзвуковых разведывательных самолётов, в конце концов, придя к полумифической "Авроре".
К сожалению, подтвердить или опровергнуть эту информацию на текущий момент невозможно. Интересно, что проект Lockheed/NASA M-5 Penetrator смог засветиться в прессе : в начале 1990-х его изображение было опубликовано в нескольких американских научно-популярных изданиях.
 
https://youroker.livejournal.com/ ( по материалам https://crgis.ndc.nasa.gov/ , AlAA 90-2151-Airframe/Propulsion Integration of Supersonic Cruise Vehicles , "Fundamentals of Aircraft and Airship Design: Volume 1: Aircraft Design." Leland M. Nicolai, Grant E. Carichner ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий