27/04/24

Проекты на основе СВВП Nord 500 Cadet (Франция).

Многие сейчас считают 60-е эпохой расцвета вертолётостроения – но забавно, что именно в тогда бытовало серьёзное мнение, что век вертолётов уже подходит к концу. Вот-вот будут созданы машины, совмещающие в себе плюсы самолётов и вертолётов, и последние уйдут в небытие, как это случилось с автожирами. Работали над подобными машинами во всех странах, не отставали и французы. Фирма Nord занималась над вопросом создания СВВП ещё с 50-х годов, и к середине 60-х накопленного опыта хватало для постройки такой машины и запуска её в серию. Для реализации была выбрана схема с поворотными винтами в кольцевых каналах, по мнению французов более перспективная из-за меньших габаритов в сравнении со схемой с обычными винтами. В 1967 году был построен Nord 500 Cadet - экспериментальный СВВП для проверки работоспособности идеи. Подробнее о нём можно прочитать в статье на http://www.airwar.ru/ , не лучшей, но достаточно подробной. Мы же поговорим о перспективных проектах с использованием схемы от Nord 500 ...
1. Военный вариант Nord 500. По завершению испытаний Cadet'а предполагалось, что на его основе будет создан лёгкий разведывательный вертолёт для нужд французской армии. Так же рассматривалось создание санитарной машины на базе Nord 500. В отличие от испытательного стенда военный вариант должен был получить более мощные двигатели и увеличить скорость с 350 километров в час до 380.
2. Серийный гражданский вариант Nord 500. Основное отличие от экспериментальной машины – расширенная кабина с местами для пяти пассажиров. На её основе предполагалось создание модификаций для различных гражданских служб и жандармерии. Ожидалась и продажа этого варианта в свободном доступе.
3. Скоростной вариант Nord 500 – опытная машина с задачей достичь скорости в 400 километров в час, для этого изменена конструкция машины и установлены два более мощных двигателя по 750 лошадиных сил каждый (против 317 у обычного варианта).
4. Nord 501. Полноценная боевая машина, созданная с использованием схемы Nord 500 и с многочисленными заимствованиями у Bell AH-1 Cobra. Благодаря двум двигателям мощностью по 2100 лошадиных сил могла развить скорость до 600 километров в час. Вооружена пулемётом в подвижной турели, основные задачи на поле боя – разведка, поддержка пехоты и сопровождение союзных вертолётов и СВВП. Могла поставляться на экспорт. Постройка первого прототипа предполагалась к 1970 году.
5. Гражданский вариант Nord 501 – транспортный и пассажирский СВВП с использованием силовой установки от военного Nord 501. Способен перевозить восемь пассажиров или пять тонн грузов, и развивать скорость 610 километров в час. Рассматривалась возможность создания на основе этого проекта и военного транспортного СВВП.
6. Nord Estocade ("Удар шпагой") – проект ударного СВВП, способного выполнять как задачи штурмовика, так и истребителя. Расчётная скорость – до 750 километров в час, вооружение – автопушка в поворотной турели (в двухместном варианте с оператором вооружения), различное подвесное вооружение, в том числе управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля".
7. Nord Rocade ("Рокада") - тяжёлый транспортный СВВП способный перевозить 40 пассажиров или 10 тонн груза, на скорости 540 километров в час.
8. Проект тяжёлой транспортной платформы вертикального взлёта и посадки (летающего крана). Могла поднимать до 35 тонн крупногабаритного груза, в том числе и лёгкие танки. Предполагалась к использованию военными и на крупных стройках. Двигательная установка - четыре T64 мощностью по 2400 лошадиных сил.
Несмотря на удачное исполнение Nord 500 Cadet, военные не были готовы финансировать в дальнейшем эту разработку, имевшую слишком малое время полёта из-за высокого потребления топлива. Не заинтересовала машина и гражданских заказчиков. В 1969 году программа Nord 500 была закрыта.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий