19/04/24

Полностью атомные авианосцы. Отчёт ZP-329 ANP New Naval Applications. (США. 1961 год).

Март 1961 года стал роковым для истории самолётов с атомными двигателями в США. Всего через два месяца после инаугурации нового президента США Джона Кеннеди, программа ANP- Aircraft Nuclear Propulsion была закрыта вместе с программой по созданию ядерного стратегического бомбардировщика WS125. Convair со своим бомбардировщиком NX-2 оказались в сложной ситуации – прибыльный заказ буквально исчезал на глазах. Надо было что-то срочно делать. ВВС потеряли интерес к ядерной авиации, считая её переусложнённой и излишне опасной, и не собирались пробивать дорогу проекту в высших эшелонах власти. И тогда в Convair решили пойти ва-банк и обратиться к флоту. До того флот не проявлял особого интереса к авиации с ядерными двигателями, но в Convair верили, что правильно поданный проект несомненной заинтересует адмиралов. Было решено, не мелочится, и подготовить отчёт со всеми возможными применениями ЯСУ в авиации флота. Отчёт получил наименование ZP-329 ANP – New Naval Applications и в середине марта был направлен руководству ВМФ ...
Хочется заметить, несмотря на то, что отчёт был собственной инициативой Convair с крайне туманными перспективами, для него был построен полноценный макет авианосца и самолётов для него. Практически половину отчёта занимает обоснование необходимости флоту получить ядерную авиацию в своё распоряжение. Указывалось, что ЯСУ позволяет радикально увеличить дальность, что в свою очередь позволит наносить удары не только по целям на побережье, но и спокойно доставать ударными самолётами самые отдалённые районы СССР. ЯСУ позволяла организовать долговременное патрулирование – не требовалось постоянно менять самолёты, радиус патрулирования был практически неограничен. Морское базирование ядерных самолётов решало и вопрос безопасности – для ВВС оказались огромной проблемой возможные катастрофы с такими самолётами над территорией США или союзников. Над морем же можно было спокойно летать и так же спокойно туда падать.
Основным предложением в отчёте была адаптация для базирования на авианосце Convair NX-2. Самолёт предлагалось уменьшить в полтора раза, сократить экипаж до трёх человек и оснастить складывающимся крылом. Рассматривался вариант создания на его базе ударного самолёта, противолодочного и тяжёлого истребителя. Как и в обычном варианте на самолёте была установлена ЯСУ закрытого типа, но всё равно взлёт производился на реактивных двигателях, для уменьшения загрязнения палубы. Забавно, что для двигателей использовался этилдекаборан HEF-3, высокотоксичный и куда более опасный, чем обычная радиация.
Следующим предложением был беспилотный дрон ДРЛО вертикального взлёта и посадки с ЯСУ. Такой дрон мог бы постоянно сопровождать авианосец, проводя наблюдение за воздушным пространством и заранее обнаруживая приближающиеся самолёты или ракеты. Дрон мог находиться в полёте до 10 суток, предполагалось обслуживание либо в порту, либо на палубе авианосца. Кроме того на дроне было возможным разместить глубинные бомбы и выполнять задачи по уничтожению вражеских подводных лодок.
Кроме того указывалась возможность оснащения авианосцев ракетами с ядерными ПВРД. Такие ракеты могли бы значительно усиливать ударные возможности авианосца, не требуя особо дополнительных мероприятий по их содержанию. Так же рассматривалась возможность таких ракет в качестве дальних разведчиков, вместо боеголовки на ракете размещалась разведывательная аппаратура. Ракета совершала облёт цели и возвращалась в указанную зону, где приводнялась и с неё демонтировалась головная часть.
Описывались в отчёте и меры радиационной защиты на корабле. Так предлагалось разместить на палубе машины для проведения работ в условиях высокого уровня радиации, по типу разработанного для NASA "Beetle". Палубный персонал должен был работать в специальных защитных костюмах. Так же, так как именно на CV-61 впервые появилась система водяной защиты палубы, её предполагалось использовать каждый день для промыва палубы от радиоактивных и химических загрязнений. Сам экипаж и внутренние помещения экранировались от радиации толстой полётной палубой, обслуживание самолётов с ЯСУ проводилось в специальных защищённых ангарах. В отчёте предлагалась длительная программа по внедрению самолётов с ЯСУ на флот. На первом этапе до 1965 года Convair вместе с кораблестроителями должны были окончательно спроектировать все элементы будущей системы. Второй этап по 1970 год предполагал проведения испытаний и переоборудование авианосца CV-61 для ношения самолётов с ЯСУ. В 1971 году предполагалось возвращение на боевое дежурство авианосца с первыми ядерными самолётами. Стоимость программы оценивалась в 650 миллионов долларов без учёта затрат на переоборудование авианосца. К сожалению, история не донесла пока до нас реакцию адмиралов на этот отчёт. Но мы знаем, что в конце марта все работы по нему были прекращены, и можно предположить, что флотским идея поставить на палубу самолёты с ЯСУ ещё как не понравилась.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий