19/05/24

Проект разведывательно-ударного БПЛА Як-133БР. ОКР "Прорыв". (Россия. 2014 год).

1) Як-133БР – беспилотный разведчик, созданный по наработкам учебно-боевого самолета Як-130. ОКБ им. Яковлева рассматривало ряд межвидовых перспективных беспилотных многофункциональных авиационных комплексов. Разработку БЛА «Ворон» и «Клест» проводили обычным путем, а вот в постройке более дорогостоящих и сложных БЛА семейства «Прорыв» планировалось задействовать нетрадиционную схему. Важным моментом является то, что проект беспилотника базировался на научно-техническом заделе, который был получен в процессе разработки УБС Як-130. Большая часть элементов системы управления и БРЭО самолета была перенесена на беспилотник ...
Это позволило проводить разработку авиационного беспилотного комплекса с меньшими затратами, нежели во время традиционного проектирования, также уменьшаются сроки производства и технические риски. БЛА семейства «Прорыв» Як-133БР имеет 3 модификации: разведчика радиолокационного дозора и ударного самолета, в которых присутствует большое количество взаимозаменяемых систем и агрегатов. Беспилотники способны выполнять практически все задания относительно воздушной разведки и проводить специальные операции. Согласно концепции создания модели Як-133БР новая беспилотная машина будет иметь много общего с УТС ЯК-130, который нынче находится на окончательной стадии летных испытаний. Эти 3 беспилотных летательных аппарата связаны конструктивно и идеологически между собой. Чтобы успешно реализовать программы развития авиакомплексов с БЛА, нужно изобрести механизм организации производственного процесса на всех его уровнях вплоть до целевой направленности аппаратов. Как показывает практика, первенство по созданию БЛА в России отводится самолетостроительным конструкторским бюро, потому что эти КБ имеют огромный опыт создания летательных аппаратов с применением сложных технических агрегатов и систем.
 
2) В процессе разработки учебно-боевого самолета Як-130 российские конструкторы создали научно-технический задел, который лег в основу будущего беспилотного летательного аппарата. ЯК-133БР является беспилотным разведчиком семейства «Прорыв» (2014 год). Специалисты установили на новый БПЛА большую часть элементов системы управления и бортового радиоэлектронного оборудования с самолета на беспилотник. Благодаря этому сократились сроки производства и затраты на изготовление авиационного беспилотного комплекса. Согласно проекту БПЛА семейства «Прорыв» Як-133БР включает три модификации: ударный самолет, разведчик и радиолокационный дозор. Особенностью данных воздушных судов является то, что они выполняют практически все поставленные перед ними боевые и разведывательные задачи. Все три модификации имеют общие черты в конструкции.
Як-133БР семейства «Прорыв» разрабатывается, как уже было сказано, на основе Як-130, поэтому БПЛА имеет много общего с боевым самолетом. Все три модификации представляют собой современные и мощные беспилотные летальные аппараты, которые получили названия: «Прорыв-У» (ударный), «Прорыв-Р» (разведчик), «Прорыв-РЛД» (радиолокационный дозор). Согласно проекту новые БПЛА будут иметь следующие технические характеристики: практический потолок БПЛА «Прорыв-У» составит 16000 м, «Прорыв-Р» - 20000 м, «Прорыв-РЛД» - 14000 м. Стартовая масса «Прорыва-У» составит 10000 кг, «Прорыва-Р» - 9800 кг, «Прорыва-РЛД» - 10000 кг. Масса целевого оборудования «Прорыва-У» будет достигать от 1000 до 3000 кг, «Прорыва-Р» - от 1000 до 1200 кг, «Прорыва-РЛД» - 1000 кг. По скорости беспилотники не уступают хорошим боевым самолетам, а даже превосходят их: «Прорыв-У» будет ускорятся до 1100 км/ч, «Прорыв-Р» - 750 км/ч, «Прорыв-РЛД» - 750 км/ч. Продолжительность полета у всех троих летательных аппаратов разная, например, «Прорыв-У», сможет летать на протяжении 20 часов, «Прорыв-РЛД» - 16, а «Прорыв-Р» - только в течение 6 часов. Все три судна предназначены для преодоления больших расстояний.
 
 
3) В корпорации «Иркут» начались испытания беспилотника в рамках ОКР «Прорыв» (известен также как проект «Як-133»), который способен вести разведку и уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров.
«В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса "воздух-земля" и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором», пишет один из участников проекта. По его словам, «аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов». «На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), "Иркута" и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать. Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полет. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили», – рассказал собеседник. Он отметил, что состав вооружения БЛА до конца не определен, однако уже известно, что «стационарные цели он будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС». «Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет оружие или ведет разведку, а также достаточно маневренным и скоростным. Для того чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса», – сказал источник. Он пояснил, что термин «комплексирование» означает «сведение работы всех систем и подсистем, установленных на борту, в единый комплекс». «Все системы летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все бортовые системы – навигационная, управления двигателями и т.д. – с учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный маневр. В современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе», – сказал представитель авиационной отрасли. Руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков: «Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте. Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное — меньше трех лет — отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе. По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами. По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года».
 

4) 04.01.2017. В публикации газеты «Известия» утверждается, что в 2016 году российские авиастроители смогли перейти от «концепта БПЛА будущего» на бумаге к изделию, поднявшемуся в воздух. Речь идет об уникальном летающем дроне Як-133, также известном под обозначением «Прорыв». Изделие создано входящим в авиастроительную корпорацию «Иркут» Опытно-конструкторским бюро имени Александра Яковлева. «На этапе проектирования между специалистами Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), «Иркута» и ОКБ Яковлева возник спор – сможет ли такой аппарат подняться в воздух. Но несмотря на все сомнения, в августе «Прорыв» успешно взлетел. Сердце Як-133 – это уникальная система управления, создавать которую «Яковлеву» помогали специалиста «Роскосмоса». Важно отметить: новейший уникальный БПЛА – это боевая машина. И уже в скором времени российский ударный беспилотник от простых полетов перейдет к выполнению боевых задач по разведке и поражению противника», – говорится в статье «Известий».
ОКБ с 2000-х годов рассматривает ряд перспективных межвидовых многофункциональных беспилотных авиационных комплексов. Разработку БЛА «Клёст» и «Ворон» предлагается проводить обычным путем, в то время как создание наиболее сложных и дорогостоящих БЛА семейства «Прорыв» планируется вести по нетрадиционной схеме. Важно, что эта разработка базируется на научно-техническом заделе, полученном в процессе создания УБС Як-130. Значительная часть отработанного БРЭО и СУ самолета Як-130 может быть перенесена на БЛА. Это позволит провести разработку беспилотного авиационного комплекса с меньшими, чем при традиционном проектировании, затратами, в более короткие сроки и с меньшим техническим риском. Кроме того, БЛА этого семейства — разведчик, радиолокационного дозора (РЛД) и ударный — имеют большой процент взаимозаменяемых агрегатов и систем.Беспилотные летательные аппараты обеспечивают выполнение практически всех задач воздушной разведки и проведения специальных операций. Представленная концепция создания БЛА имеет высокий уровень преемственности с концепцией разработки УТС Як-130, который в настоящее время успешно проходит летные испытания.Предложенные БЛА идеологически и конструктивно связаны между собой. Такой подход обеспечивает разработку новых БЛА с минимальными затратами и в сжатые сроки. При этом технический риск разработки сводится к минимуму. 
 
БЛА Як-133БР семейства «Прорыв» разрабатывается на основе Як-130, поэтому БПЛА имеет много общего с боевым самолетом.Все три модификации представляют собой современные и мощные беспилотные летальные аппараты, которые получили названия: «Прорыв-У» (ударный), «Прорыв-Р» (разведчик), «Прорыв-РЛД» (радиолокационный дозор).Согласно проекту новые БПЛА будут иметь следующие технические характеристики: практический потолок БПЛА «Прорыв-У» составит 16000 м, «Прорыв-Р» — 20000 м, «Прорыв-РЛД» — 14000 м.Стартовая масса «Прорыва-У» составит 10000 кг, «Прорыва-Р» — 9800 кг, «Прорыва-РЛД» — 10000 кг. Масса целевого оборудования «Прорыва-У» будет достигать от 1000 до 3000 кг, «Прорыва-Р» — от 1000 до 1200 кг, «Прорыва-РЛД» — 1000 кг. По скорости беспилотники не уступают хорошим боевым самолетам, а даже превосходят их: «Прорыв-У» будет ускорятся до 1100 км/ч, «Прорыв-Р» — 750 км/ч, «Прорыв-РЛД» — 750 км/ч. Продолжительность полета у всех троих летательных аппаратов разная, например, «Прорыв-У», сможет летать на протяжении 20 часов, «Прорыв-РЛД» — 16, а «Прорыв-Р» — только в течение 6 часов. Все три судна предназначены для преодоления больших расстояний. Корпорация «Иркут» начала летом 2016 года испытания беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»). Аппарат способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров, сообщают «Известия». Новинка построена по оригинальной аэродинамической схеме и внешне сильно отличается от традиционных летательных аппаратов. В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором. 
 
Аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов. На официальном сайте ОКБ им. Яковлева имеется упоминание, что этот БПЛА разработан на основе УБС Як-130 с переработкой оригинального проекта на 60%. На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), «Иркута» и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать, — рассказал один из участников проекта. — Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полёт. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили. 
 
Состав вооружения беспилотника пока до конца ещё не определен, но уже сейчас известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС. Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БПЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет оружие или ведёт разведку, но и достаточно манёвренным и скоростным, — рассказал авиастроитель. — Для того чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БПЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий