14/05/24

Проект гидросамолёта А-150 от Бериева (СССР. 1965 год).

1) Работы по проекту впечатляющей реактивной океанской летающей лодки-амфибии с треугольным крылом были начаты в 1965 году. Это должна была быть полноценная многоцелевая летающая лодка, способная выполнять дальние противолодочные полеты, осуществлять разведку, выполнять поисково-спасательные работы, участвовать в противокорабельных операциях и дозаправляться в полете. Для того, чтобы переход от одной задачи к другой был быстрым и простым, в расположенных в центроплане двух секциях должны были размещаться специальные быстросъемные контейнеры с различным оборудованием, предназначенным для выполнения каждой из задач ...
Самолет должен был выполнять взлеты и посадки с наземных аэродромов и с водной поверхности, а также действовать в Арктике с ледовых взлетно-посадочных полос. Так же как и Бе-26, гидросамолет данного типа должен был обладать укороченными взлетом и посадкой, для чего А-150 оснащался бы двенадцатью подъемными двигателями, установленными двумя рядами по шесть авиамоторов в расширенной передней кромке крыла перед центром тяжести летательного аппарата. В дополнение к подъемным двигателям силовая установка должна была включать четыре турбореактивных двигателя НК-8, размещавшихся над задней кромкой крыла в спаренных гондолах. У основных двигателей предусматривалось отклонение вектора тяги в диапазоне от 0° до 65°.
Многолонжеронное крыло должно было быть оснащено элеронами и закрылками, а на его консолях у законцовок размещались убирающиеся вспомогательные поплавки. Трехопорное шасси с носовой стойкой должно было иметь такое же количество колес, как на Бе-26 : два на носовой стойке и по четыре на основных. Передняя стойка шасси убиралась в корпус лодки под полетную палубу, а основные в центроплан крыла.
Экипаж гидросамолета должен был состоять из пяти человек (два пилота, штурман, операторы сонара и радара), размещавшихся в герметизированной кабине. Общий запас топлива (100000 кг) должен был находиться в крыле. Бортовое оборудование должно было включать в свой состав следующие системы : • навигационную систему дальнего действия «Полет»; • систему управления противолодочным вооружением «Зубр»; • систему индикации целей «Успех».
Оборонительное вооружение должно было размещаться в носовой и кормовой башнях. Помимо многоцелевой чисто боевой машины ОКБ Бериева на его базе разрабатывало транспортно-десантную летающую лодку-амфибию А-150 ТД.
Экипаж : 5 чел.

Силовая установка : четыре ТРД НК-8 тягой по 9500 кгс и двенадцать подъемных двигателей РД-36-35П тягой по 3700 кгс

Размеры :

размах крыла 42 м
длина 49,8 м
высота 12,8 м
площадь крыла 500 м²

Вес :

максимальный взлетный (суша) 170000 кг
максимальный взлетный (вода) 150000 кг
максимальный запас топлива (суша) 100000 кг
максимальный запас топлива (вода) 80000 кг
полезной нагрузки 5000 кг

Летные характеристики :

крейсерская скорость 900 км/ч
посадочная скорость 137 км/ч
практический потолок 15000 м
дальность полета с максимальным запасом топлива 11750 км
продолжительность полета 10,3 ч
 
https://alternathistory.ru/  (Иван Бякин).

2) Проект многоцелевого океанского самолёта-амфибии всеаэродромного базирования А-150 был разработан в 1965 г. Эта многоцелевая машина предназначалась для поиска и уничтожения подводных лодок противника в дальней океанской зоне (в вариантах с системой РГБ и с опускаемой ГАС), для постановки мин и радиоакустических буёв долговременного действия с бортовыми запоминающим устройством "Яуза" (в вариантах авиабомб ФАБ-1000 и ФАБ-1500), дальней фото- и радиотехнической разведки в море, проведения поисково-спасательных работ и десантно-транспортных операций, борьбы с надводными кораблями. Помимо этих задач планировалось на его базе создать самолёт-заправщик.
Амфибия могла бы найти применение в народном хозяйстве при транспортировке срочных грузов и для совместное работе с рыболовецкими флотилиями. А-150 мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с прочностью грунта 4-6 кг/кв.см, с бетонных ВПП длинной 600-800 м, а также с воды при волнении моря до 4-5 баллов. В Арктике допускалось использование ледовых аэродромов. Для достижения взлётно-посадочных характеристик на самолёт предполагалось установить аналогично Бе-26 помимо четырёх маршевых ещё 12 подъёмных ТРД РД-36-35П. Для обеспечения минимальных затрат времени на подготовку самолёта к выполнению той или иной задачи предусматривалось использование съёмных контейнеров общим объёмом 30 м3, укомплектованных различным оборудованием под конкретную нагрузку. Их подвешивали в двух отсеках центроплана крыла, где предусматривались соответствующие разъёмы электро-, гидро- и пневмопроводки. Часть оборудования размещалась в кабине экипажа и заменялась вместе с контейнерами. Десантно-транспортная амфибия А-150ТД отличалась от базового варианта увеличенными габаритами лодки (длина 49,2 м, ширина 4,8 м) и частично изменёнными обводами центроплана. Вместо 12 подъёмных двигателей предполагалось установить 16 ТРД РД-36-35 в варианте укороченного взлёта и 32 в варианте вертикального взлёта. При этих изменениях масса самолёта увеличивалась на 6600 кг. Размеры грузового отсека самолёта равнялись 32х3, 5х3,4 м, максимальная грузоподъёмность достигала 30 т. Проект, как и Бе-26, реализован не был.
Техническое описание самолёта. Самолёт-амфибия А-150 спроектирован по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом. В силовую схему заложили принцип безопасно разрушающейся конструкции, т.е. разрушение отдельных силовых элементов не должно было привести к разрушению самолёта. Экипаж самолёта состоял из пяти человек - командира, второго пилота, штурмана, оператора РЛС и оператора ГАС. Лодка амфибии состояла из четырёх частей: носовой части с гермокабиной экипажа, промежуточной части с отсеком для крепления подъёмных двигателей, средней части с кессоном центроплана и хвостовой части с оперением. Непотопляемость обеспечивалась делением лодки на шесть водонепроницаемых отсеков. Крыло многолонжеронной конструкции состояло из следующих частей: кессона центроплана, двух отъёмных консолей, носков центроплана и консолей с каналами противообледенительной системы, хвостовиков центроплана и консолей, элевонов, подкрыльных щитков. На консолях устанавливались поддерживающие подкрыльевые поплавки. Вертикальное оперение трёхлонжеронной конструкции. Разъём вертикального оперения проходил по палубе лодки. Руль направления, триммеры и сервокомпенсаторы имели обычную конструкцию с жёсткой обшивкой. Шасси - трехстоечное, с носовой управляемой стойкой. Основные стойки несли по четыре колеса и убирались против полёта в центроплан крыла. Носовая стойка несла два колеса и убиралась по полёту в отсек под кабиной экипажа. Силовая установка амфибии А-150 состояла из четырёх маршевых ТРД НК-8 и двенадцати подъёмных ТРД РД-36-35П. НК-8 устанавливались попарно в мотогондолах на верхней поверхности консолей крыла. Для балансировки самолёта на взлётно-посадочных режимах предусматривалось отклонение вектора тяги в пределах 0 ... -65° путём отклонения реактивной струи вниз специальными створками. Подъёмные двигатели РД-36-35П разместили по шесть с каждого борта лодки в носке центроплана впереди центра масс. Запуск ТРД НК-8 осуществлялся сжатым воздухом, поступающим от турбоагрегата ТА-41. Запуск подъёмных сжатым воздухом, отбираемым от компрессора НК-8. Топливная система самолёта состояла из двух отдельных подсистем - правой и левой, обеспечивающих питание двигателей, расположенных соответственно на левой или правой консоли крыла. Подсистемы могли быть соединены между собой краном кольцевания. Всё топливо размещалось в крыле, заправка производилась через два топливоприёмника на правой и левой консолях крыла. Помимо стандартного для тяжёлого самолёта радиоэлектронного оборудования на А-150 предусматривалась установка комплексной системы дальней навигации "Полёт", комплексной противолодочной системы "Зубр", системы целеуказания "Успех", системы опознавания, системы радиопротиводействия "Сирень". Оборонительное вооружения состояло из двух артиллерийских установок АО-10 (носовой и кормовой) с боекомплектом на обе установки 2000 снарядов, в т.ч. с ИК ловушками и дипольными отражателями.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий