29/05/24

Опытный штурмовик Сикорский С-19 (Россия. 1916 год).

1) В процессе оценки боевого применения всех разработок Сикорского на фронте остро встала проблема использования самолетов для штурмовок наземных целей. "Илья Муромец" имел хорошее оборонительное вооружение, и его иногда применяли для подавления огневых точек противника, однако воздушный корабль нельзя было использовать на низких высотах. Здесь "Муромец" терял свои преимущества "летающей крепости" и "воздушного богатыря" ...
С учетом потребностей наземных войск и пожеланий летного состава Сикорским была создана удивительная машина С-19 ("двухвостка"). Вся ее компоновка была продумана для повышения боевой живучести и эффективного применения. Самолет представлял собой двухфюзеляжный биплан с тандемной установкой на центроплане нижнего крыла двух двигателей "Санбим" по 150 л. с. с тянущим и толкающим винтами. Радиатор был общим для обоих двигателей. При такой установке один двигатель закрывал другой от огня зенитной артиллерии и атак истребителей, делая их менее результативными. Вынесение кабин вперед обеспечивало летчикам прекрасный обзор и эффективное применение стрелковых установок. Разнесенные кабины снижали вероятность одновременного поражения пилотов. По некоторым сведениям, самолет имел бронирование наиболее жизненно важных частей, вооружение до шести пулеметов. Словом, С-19 обладал всеми отличительными качествами штурмовика: мощным вооружением, бронированием и компоновкой, обеспечивающей максимальную живучесть и неуязвимость машины.
Два первых С-19 (No. 261 и 262), построенных в мае 1916 г., были отправлены для испытаний в эскадру в Псков. Там им не повезло. Один потерпел аварию по ошибке пилота, а с другого были сняты "Санбимы" для спешного приведения в боевую готовность очередного "Муромца", прибывшего в эскадру без двигателей. Два других С-19 (No. 263 и 264), построенных несколько позже, так и остались невостребованными на Корпусном аэродроме, где проводились их испытания. В частной беседе, по свидетельству С. И. Сикорского, на одном из них для улучшения летных характеристик был поставлен третий двигатель "Санбим" на центроплане верхнего крыла.
Оригинальная схема и компоновка С-19 ставят эту машину в ряд интереснейших разработок того времени. И. И. Сикорский еще раз продемонстрировал свою способность создавать самолеты любого класса и любой аэродинамической схемы. Это был первый отечественный штурмовик. Кто знает, сложись по-другому историческая обстановка, российская армия получила бы в 1917 г. надежное средство воздушной огневой поддержки. 
 
Размах верхнего крыла , м  15.86
Длина, м 9.20
Высота, м 4.00
Площадь крыла, кв.м 59.37
Тип двигателя 2 ПД Sunbeam
Мощность, л.с. 2 x 150
Экипаж, чел: 2
Вооружение: до шести 7.7-мм пулеметов, бомбы
 
 

2) Проанализировав использование аэропланов, как дополнительной ударной силы на поле боя (например, штурмовка силами 31 корпусного авиаотряда переправы 11 немецкой армии через р. Западный Буг в районе г. Влодавы, сорвавшая наступление немцев в июле 1915 года), русское командование раньше других поняло, что назрела острая необходимость создания самолетов, способных поражать живую силу и технику противника на земле не только бомбами, но и мощью огнестрельного оружия, то есть того, что позже было названо штурмовой авиацией.

С учетом пожеланий летного состава (Сикорский постоянно общался с лётчиками Эскадры Воздушных Кораблей), для применения в качестве будущего штурмовика была проведена оценка боевых возможностей ранее созданных самолётов Сикорского. Первоначально выбор остановился на бомбардировщике «Илья Муромец». Этот самолет имел хорошее оборонительное вооружение, были случаи его применения для подавления огневых точек противника, и кроме того, производство его было отлажено. Однако все преимущества воздушного корабля пропадали на низких высотах. Из-за относительно небольшой манёвренности и больших размеров «Муромец» терял свои преимущества русской «летающей крепости» и становился удобной мишенью для противника. Тогда по контракту между УВВФ и «Авиабалт» Сикорским был создан новаторский по своей компоновке самолёт С-19 (он же РБВЗ С-XIX по заводским документам). В отношении этого аппарата использовалось также обозначение «двухвостка». Стоит отметить, что в работах по его проектированию участвовал молодой инженер Николай Поликарпов. Вся компоновка С-19 была продумана для повышения боевой живучести и эффективного применения. Самолет представлял собой двухфюзеляжный биплан с тандемной установкой на центроплане нижнего крыла двух двигателей «Sunbeam» по 150 л.с. с тянущим и толкающим винтами. Радиатор был общим для обоих двигателей. При такой установке один двигатель закрывал другой от огня зенитной артиллерии и атак истребителей, делая их менее результативными. Два коробчатых фюзеляжа соединялись сзади хвостовым оперением. Стабилизатор лежал на фюзеляжах, два руля высоты были разделены большим рулем направления с роговой компенсацией. Вынесение кабин вперед обеспечивало летчикам (левый из них был пилотом, а правый стрелком, управление было продублировано) прекрасный обзор и эффективное применение стрелковых установок, кроме этого разнесенные кабины снижали вероятность одновременного поражения пилотов. Всего было построено четыре таких самолёта. Сикорский лично опробовал первую двухвостку (№ 261) в полете над Корпусным аэродромом в последних числах апреля 1916 года. Полет прошел очень успешно, и конструктор распорядился отправить её вместе со вторым прототипом (№ 262) в Эскадру Воздушных Кораблей в Псков. Там новым самолетам не повезло. Один потерпел аварию по ошибке пилота, а с другого были сняты двигатели «Sunbeam», для спешного приведения в боевую готовность очередного «Муромца», прибывшего в Эскадру без двигателей. Два других С-19 (№ 263 и 264), построенных несколько позже, остались на Корпусном аэродроме, где Сикорский дорабатывал их конструкцию. На одном из нихбыло выполнено бронирование наиболее жизненно важных частей, а вооружение увеличено до шести пулеметов. Вероятнее всего, были установлены четыре курсовых пулемёта «Vickers» Mk.I, по два спаренных на кабину, а у каждого пилота имелся пулемет «Lewis» на турельной установке. Были также установлены подкрыльевые бомбодержатели. При этом, естественно, существенно увеличился вес аппарата, что отразилось на его лётных свойствах. Чтобы восстановить характеристики самолёта, Сикорский приял простое решение — на центроплане верхнего крыла был поставлен третий двигатель «Sunbeam». Трехмоторная машина получила название С-19бис. С-19бис обладал всеми отличительными качествами штурмовика: мощным вооружением, бронированием и компоновкой, обеспечивающей максимальную живучесть и неуязвимость машины. Оригинальная схема и компоновка С-19 ставят эту машину в ряд интереснейших разработок того времени. И.И.Сикорский еще раз продемонстрировал свою способность создавать самолеты любого класса и любой аэродинамической схемы. Это был первый отечественный штурмовик. Кто знает, сложись по-другому историческая обстановка, Русская Императорская Армия получила бы в 1917 году надежное средство воздушной огневой поддержки.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий