02/05/24

Космодесант. Первые проекты. (США. 1956 - 1957 год).

Часто встречаются в жизни люди, зацикленные на какой-то идее, постоянно вспоминающие о ней или даже активно пытающиеся её реализовать. Забавно отметить, что такие идеи нередко свойственны и большим коллективам на протяжении множества лет. Наверно, наиболее интересной для меня является "зацикленность" Корпуса Морской пехоты США на создании транспортных ракет – не простых грузовых с полезной нагрузкой, а полноценных десантных, как в старой доброй научной фантастике. Почти каждое десятилетие руководство Корпуса или просто поднимало этот вопрос или даже прикладывало усилия к реализации. Тема достаточно обширная и вот с чего она начиналась ...
Ещё в 1956 году Вернер фон Браун выслал Армии США и Корпусу Морской пехоты предложение по созданию десантной ракеты на базе перспективной БРСД Jupiter – предполагалось разместить в головной части ракеты герметичный транспортный отсек на 18 солдат. Максимальная дальность полёта составляла 800 километров с апогеем в 210 километров. Мягкая посадка обеспечивалась при помощи парашютов и тормозных двигателей. Один специально обученный боец исполнял роль пилота во время посадки, предотвращая приземление на какие либо объекты или неудобную местность. Во время полёта солдаты лежали в специальных противоперегрузочных койках, что позволяло им вступить в бой сразу после высадки. Такие ракеты предполагалось использовать для заброски диверсантов в глубокий тыл врага или для поддержки обычных десантных операции в качестве первой волны, с задачей нейтрализации ПВО. Главным преимуществом перед обычными десантными самолётами была абсолютная невозможность перехвата такой ракеты в полёте – опасность могла грозить ей только во время посадки. При наличии финансирования Фон Браун считал возможным разработать варианты ракеты, перевозящие снаряжение, лёгкую артиллерию и лёгкие боевые машины. Предложение вызвало интерес в Армии, Корпус морской пехоты также рассматривал возможность совместного финансирования подобной программы. Фон Браун и Редстоунский ракетный арсенал получили задание на разработку полноценного проекта транспортной ракеты.
Из-за того, что в конце 1956 года ракета Jupiter была передана ВВС, для дальнейших работ была использована более простая БРМД Redstone. Первая ступень Redstone использовалась без изменений, вместо боеголовки размещалась грузовая капсула. Использование более слабой ракеты привело к снижению всех характеристик относительно изначального предложения – полезная нагрузка составляла всего 600 килограмм или 4 солдата в полной экипировке в противоперегрузочных креслах. Дальность упала до 200 километров. Но сам проект был серьёзно доработан. Так, подверглась улучшению схема посадки - к парашютам и тормозным двигателям была добавлена посадочная подушка, дополнительно смягчающая удар.
Основной задачей ракеты теперь было снабжение блокированных или отдалённых подразделений. Но вариант с заброской диверсионной группы сохранялся. При такой задаче одновременно запускались сразу несколько ракет, часть из них несла десант, часть снаряжение. Каждая десантная капсула оснащалась специальной системой координации совместной посадки, позволяющей приземлиться максимально близко друг к другу. Сам процесс посадки так же был автоматизирована и более не требовал специального пилота – координаты точки высадки закладывались в систему позиционирования, а дополнительные фотоэлементы позволяли избежать столкновения с крупными препятствиями.
Такое снижение ТТХ армию не устроило – итоговый вариант транспортной ракеты уступал почти по всем характеристикам не только транспортной авиации, но и вертолётам, и это при очень немаленькой цене. Дальность запуска в 200 километров не позволяла использовать ракету для решения стратегических задач и требовала размещения пусковой площадки максимально близко к линии фронта, что повышало шанс уничтожения всей системы после первых стартов. Не смотря на то, что концепция транспортной ракеты выглядела привлекательной для армии, финансов на дальнейшее проектирование уже не было.
Корпус морской пехоты хоть и высказывал интерес к концепции, но финансировать разработки не был готов. Но вот если армия вскоре забыла о подобных проектах, то вот морпехи идею сохранили.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий