18/05/24

Опытный ракетный танк "Объект 282Т" (СССР. 1959 год).

1) Один из самых интересных проектов боевой машины появился в СССР в конце 1950-х годов. Появившиеся ПТУР будоражили воображение военных и обещали легкую победу над любым количеством концептуально устаревших пушечных танков. Действительно, машина имеющая на борту хотя бы десяток ПТУР даже по тем временам могла уничтожить не меньше пяти вражеских танков. Результат просто фантастический, правда? Вот и замутили (не могу подобрать другого слова) в Ленинграде, на Кировском заводе хреновину «Объект 282Т» ...
Предусматривалось создание на шасси тяжелого танка Т-10 тяжелого же ПТРК, вооружение которого должны были составить две ПУ 170-мм радиокомандных(!) ПТУР «Саламандра» (боекомплект 20-25 ракет), которые должны были поражать вражеские танки на расстоянии до 3 километров (при этом можно было наводить сразу две ракеты по двум целям, если я правильно понял идею). При этом, с учетом дикой цены тогдашних ПТУР, предусматривалась и возможность стрельбы с тех же ПУ и неуправляемыми турбореактивными снарядами (ОФС), для борьбы с второстепенными целями и для самообороны. Избавленные от необходимости таскать башню с пушкой конструкторы радикально перелопатили и корпус боевой машины. Мало того, что они укоротили машину на один каток, оснастив подвеску гидравлическими амортизаторами на каждом узле подвески и установили форсированный до 1000 л.с. двигатель (благо, нашлось место и огромному воздухочистителю, коль скоро нет башни, которой надо круговой вращение обеспечивать), так они и структуру бронирования пересмотрели.
Так, за наклонной 150-мм ВЛД размещался топливный бак, после которого была еще одна 30-мм бронеперегородка, и только за ней уже сидел мехвод. Предполагалось, что такая структура, способная выдержать попадание тогдашнего 105-мм ББ снаряда - еще и будет лучше противостоять как кумулятивным, так и бронебойно-фугасным (пластичным) боеприпасам, до которых были особенные охотники англичане. Было у машины и двойное дно, для защиты экипажа при подрыве на минах, а верхнюю часть борта дополнительно прикрыли полосами 150(!)-мм брони. Зачем - понятно, про наведение ракет в движении никто и не заикался, так что требовалось особо продумать защиту замирающей на десятки секунд машины. Да, до вражеских танков далеко, но по неподвижной машине, да множество снарядов - кто-нибудь да попадет.
В общем, натуральный монстр, готовый крушить машины НАТО. Однако, что-то пошло не так, «Саламандра» не получилась, тема (как я с высоты послезнания сужу) была для советской промышленности тех лет из разряда заведомо нерешаемых. Поэтому, построенная в 1959 году машина испытания проходила с двумя ПУ под неуправляемые ракеты - ТРС-132 слева (24 ракеты в механизированной укладке + 7 дополнительно) и ТРС-152 справа (6 ракет в барабане + 5 дополнительно). С этими ПУ отрабатывалась система дистанционного управления вооружением «Тополь» (подробностей про нее, к сожалению, не знаю, кроме того, что там был внутри баллистический вычислитель).
Нет, ну даже с такими ракетами можно было бы что-то интересное из этой машины выкружить - не ПТРК, так эдакий прообраз БМПТ (с полсотни ТРС-132 в двух установках - это реально круто), но ничего не выросло и из этого - «Тополь» тоже как-то не задался. Работать-работал, но заставить его работать надежно так и не получилось. Поэтому, очень «вкусная» разработка дальше полигона и не уехала, а вариант «Объект 282К», с двумя установками под ТРС-132 с БК 40 выстрелов (по 20 на орудие) и одной ПУ ПТУР «Саламандра» с девятью ПТУР на корме даже не добрался до металла. Лет на 15 поторопились, как мне кажется - не была готова совесткая промышленность к такой задаче.
 
 
2) Танк «Объект 282Т» являлся первым тяжелым танком с управляемым оружием, который разрабатывался конструкторским бюро ЛКЗ во главе с главным конструктором завода Ж.Я. Котиным на основании Постановления СМ СССР от 8 мая 1957 г. Он предназначался для обеспечения прорыва укреплeннoй полосы обороны и борьбы с танками противника. В 1959 г. с использованием узлов и агрегатов серийного тяжелого танка Т-10 был изготовлен ходовой макет танка. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял. 
 

Танк имел схему общей компоновки с размещением экипажа из двух человек в средней части корпуса машины. Броневой корпус был разделен на три отделения - носовое, обитаемое и МТО. Во внутреннем объеме носового отделения были размещены баки с дизельным топливом, которое усиливало защиту членов экипажа от проникающей радиации ядерного взрыва. Обитаемое отделение было отделено от носового 30-мм броневой перегородкой. В передней части обитаемого отделения размещалось рабочее место механика-водителя, за ним в низкой вращающейся плоской башенке с подвесным полом располагалось рабочее место командира-оператора. В МТО находились двигатель с системами, обеспечивавшими его работу, и агрегаты трансмиссия. Техническим проектом предусматривалось размещение вдоль бортов обитаемого отделения и МТО двух пусковых установок для управляемых ракет ПТРК «Саламандра». В барабане левой и правой пусковой установки размещаетесь по четыре ракеты. ПТУР «Саламандра» с боевой кумулятивной частью имела калибр 170 мм, длину 1550 мм, размах крыльев 540 мм и бронепробиваемость 500 мм. Система слежения за целью -оптическая и радиолокационная. Наведение ракеты на цель осуществлялось с помощью полуавтоматической системы управления с передачей команд но радиоканалу. Максимальная дальность стрельбы составляла 3000 м днем и 1000 м - ночью. В состав боекомплекта танка должны были входить 20-25 управляемых ракет. Кроме того, предусматривалось использование неуправляемых реактивных снарядов, а в качестве вспомогательного оружия - 7,62-мм пулемета СГМТ. Однако в связи с тем, что в заданный срок ПТРК «Саламандра» не был разработан все экспериментальные исследования были проведены на ходовом макете танка с имевшимися в наличии неуправляемыми турбореактивными снарядами ТРС-132 и ТРС-152 и системой дистанционного управления огнем «Тополь». Ходовой макет получил наименование «Объект 282Т». В боевом отделении были смонтированы по три барабанных укладки у левого борта на 8 ракет калибром 132 мм и у правого борта - на 6 ракет калибром 152 мм. Турели пусковых установок размещались по бортам в кормовой части танка. Заряжание производилось со стороны казенной части пусковой установки. Под пусковыми установками в средней части корпуса танка размещались дополнительные укладки: на правом борту пять 152-мм снарядов, на левом - семь 132-мм реактивных снарядов. Управление пусковой установкой осуществлялось с помощью электрической следящей системы. Подъем и вертикальное наведение пусковой установки осуществлялись с помощью гидроцилиндров. В системе управления огнем «Тополь» использовалось счетно-решающее устройство. Броневая зашита танка «Объект 282Т» - противоснарядная. Сварной броневой корпус имел трехскатную конструкцию носовой части с расположением верхних лобовых листов толщиной 150 мм под углом наклона 64° от вертикали. Лобовая часть танка не пробивалась 122-мм бронебойным снарядом с начальной скоростью 1000 м/с и 85-мм кумулятивным снарядом в пределах курсовых углов ±45°. Для повышения противоминной стойкости броневой корпус высотой 1250 мм имел двойное днище с расстоянием между двумя горизонтальными листами более 500 .мм. Борт корпуса толщиной 60 мм имел угол наклона 50° от вертикали в нижней части и 73° - в верхней части. К верхней части борта был приварен 150-мм броневой лист, наклоненный внутрь корпуса под углом 50° от вертикали. Отсутствие тяжелых башни и пушки, а также оригинальная компоновочная схема танка позволили получить при сравнительно небольшой боевой массе (44 т) и малой высоте танка самый высокий по тому времени уровень защищенности от обычных средств поражения и ядерного оружия.

Максимальная скорость танка «Объект 282Т» составляла 55 км/ч, запас хода - 500 км. На танке устанавливался дизель В12-Ф мощностью 735 кВт (1000 л.с.). По отношению к танку Т-10 были усовершенствованы жидкостная эжекционная система охлаждения и система воздухоочистки. В трансмиссии применялась восьмиступенчатая планетарная коробка передач, а в ходовой части -пучковая торсионная подвеска и релаксационные поршневые гидроамортизаторы. В состав гусеничного движителя входило двенадцать двухдисковых опорных и шесть поддерживающих катков. Среднее давление на грунт составляло 73,5 кПа (0,75 ктс/см). Проведенные испытания показали сложность и недостаточную надежность системы управления огнем «Тополь», однако они подтвердили возможность создания танка с управляемым оружием на более легкой базе. С целью повышения огневой мощи танка «Объект 282Т» был разработан проект с размещением в кормовой части танка ПTPK с одной пусковой установкой. Данный проект танка получил обозначение «Объект 282К». Боевая масса возросла до 46,5 т. В боекомплект танка входили 40 неуправляемых снарядов (ТРС-132 и ТРС-152) и 9 ПТУР. 
 
ТТХ «Объект 282Т» :

Боевая масса - 45 т;
Экипаж - 2 чел.;
Оружие: 2 пусковые установки для стрельбы ТРС;
Броня - противоснарядная;
Мощность дизеля - 736 кВт (1000 л.с.);
Максимальная скорость - 55 км/ч.


Источник - А.Г. Солянкин, И.Г. Желтов, К.Н. Кудряшов. «Отечественные бронированные машины. XX век. Том 3. 1946-1965. ».

Комментариев нет:

Отправить комментарий