21/05/24

Проект автомата заряжания для 76-мм безгильзовой пушки (СССР. 1984 год).

Одним из направлений повышения огневой мощи легких ВГМ (военных гусеничных машин) при одновременном снижении загазованности боевого отделения является применение 76-мм автоматической пушки безгильзового (картузного) заряжания. С этой целью разработана конструкция пушки и высокопроизводительного автомата заряжания, удовлетворяющая условиям плотной компоновки и ограничения массы современных ВГМ ...
Новая пушка имеет преимущества перед существующими артиллерийскими системами этого калибра :

повышенную скорострельность (60 выстр./мин);
широкий диапазон вертикального наведения (-5...+50°);
автоматизацию подачи и досылания всего боекомплекта (104 выстрела);
исключение отрицательного влияния инерционных моментов автомата заряжания на точность стрельбы;
уменьшение загазованности благодаря отсутствию экстрагируемых гильз;
возможность быстрой смены типа выстрела при стрельбе по различным целям;
автономность энергопитания системы автоматического заряжания;
компактность, малая масса, удобство в эксплуатации.
 
Вместе с пушкой создан экспериментальный образец автомата заряжания с пневматической подачей составного картузного выстрела по гибкому трубопроводу из боеукладки в камору орудия. В целях лабораторных исследований отдельных узлов и автомата в целом был разработан стенд (рис. 1), по условиям компоновки выполненный в реальном объеме боевого отделения БМП-1. Предлагаемый автомат заряжания содержит механизированную боеукладку 1 емкостью 104 выстрела, состоящую из вертикально размещенных по кругу выстрелов; систему подачи сжатого воздуха 2 (понижающий редукционный клапан, ресивер, пусковой пневмоклапан, элементы пневмоавтоматики), гибкий пневмотрубопровод 3 и компенсатор отката 4. Для моделирования работы автомата заряжания совместно с пушкой создан имитатор 5, воспроизводящий работу откатных частей и затвора. Первоначально пневмотрубопровод был выполнен в виде гибкого сильфона с установленными во внутренние гофры эластичными мембранами. Лепестки кольцевых мембран, отгибаясь, охватывали элементы движущегося по трубопроводу выстрела. Таким образом, предполагалось обеспечить лабиринтное уплотнение транспортируемого тела. Стендовые испытания показали недостаточную надежность пневмотрубопроводов подобной конструкции. Оказалось невозможным регулировать скорость движения выстрелов. Зависимость конечной скорости досылания от начального давления в ре­сивере носит в этом случае неопределенный характер. Наблюдались утечки сжатого газа в полость перед движущимся выстрелом, что снижало КПД пневматической системы. Требуемая скорость досылания выстрела в камору пушки (5 м/с) получалась при начальном давлении в ресивере 2,2—101 МПа. Дальнейший рост давления не повышал скорости досылания. Это объясняется тем, что уплотнение трубопровода достигалось за счет повышенного сопротивления гибких лепестков движению транс­портируемого тела.
В связи с этим были поставлены опыты с целью изучения возможности использования в качестве гибкого пневмотрубопровода сплошной эластичной оболочки. Их исследования на стенде автомата заряжания показали ряд недостатков :

- резкое уменьшение проходного сечения оболочек из армированной резины с толщиной стенок 8—10 мм даже при небольшом изгибе трубопровода и, как следствие, увеличение сопротивления движению выстрела;
- вытягивание тонкостенных (0,7—2 мм) резиновых и резинотканевых оболочек с образованием складки, препятствующей движению выстрела;
- недостаточная жесткость сплошных резинотканевых оболочек под весом транспортируемого выстрела.
 
В конце концов была создана оптимальная конструкция трубопровода, защищенная авторским свидетельством (№191611 от 2.08.83). Она состоит из трех элементов (рис. 2); наружной сильфонной оболочки 1, внутренней эластичной оболочки 2 и заполняющей пространство между ними упругой массы 3, например из пенополиуретана. Внутренняя эластичная оболочка сохраняет геометрическую форму проходного сечения трубопровода благодаря фигурным утолщениям стенок. Наружная оболочка с помощью упругой массы наполнителя 3 формирует линию изгиба трубопровода в зависимости от угла возвышения качающейся части автоматической 76-мм пушки. Новая конструкция трубопровода обеспечивает за­данные значения конечной скорости досылания и в связи с уменьшением непроизводительных потерь сжатого воздуха позволяет снизить давление в ресивере до 0,5-10-1 МПа. Автомат заряжания получился конструктивно проще и надежнее первоначального варианта. Установлено, что важным фактором повышения КПД пневмотрубопровода при прохождении выстрела через тонкостенную сплошную оболочку с внутренним диаметром меньше диаметра элементов выстрела является образование между оболочкой и транспортируемым телом кольцевого микрозазора. Движение выстрела сопровождается воздушной «смазкой», при этом утечки сжатого воздуха в объем перед движущимся выстрелом невелики. В процессе прохождения элементов выстрела по криволинейной траектории на стенде были отмечены значительные колебания свободно висящего пневмотрубопровода. Причем амплитуда колебаний, при работе в автоматическом режиме, возрастала в каждом последующем из трех выстрелов. Наблюдался значительный разброс скоростей досылания выстрелов (0,5...5 м/с). Причиной потери скорости явилось увеличение сопротивления движению при ударах выстрела о стенки оболочки. Уменьшение колебаний пневмотрубопровода было достигнуто увеличением жесткости наружной оболочки во время движения выстрела. Это осуществляется с помощью специального механизма фиксации (авторское свидетельство № 179990 от 10.10.82). Этот механизм состоит из пластинчатых цепей, расположенных по бокам гибкого пневмотрубопровода. Шарнирные соединения цепи выполнены на осях, которые крепятся к наружной оболочке с помощью хомутов. Звенья цепи имеют фрикционные диски, ограничители радиуса изгиба трубопровода и мембранные пневмоприводы сцепления фрикционных дисков. Давление в мембранные приводы механизма фиксации подается одновременно с сигналом открытия пускового пневмоклапана и сбрасывается после досылания выстрела в камору орудия.
 
Вывод. Разработанный автомат заряжания с гибким трубопроводом для подачи и досылания элементов картузного выстрела в камору 76-мм автоматической пушки улучшает скорострельность и условия работы операторов в боевом отделении легкой ВГМ.
 
«Вестник бронетанковой техники». №3, 1985. , https://andrei-bt.livejournal.com/ , http://btvt.info/

Комментариев нет:

Отправить комментарий