04/05/24

Проекты лёгких авианосцев ПВО "Проект 85" и "ПБИА" (СССР. 1954 / 1959 год).

Легкий авианосец ПВО (проект 85). В мае 1953 года главком ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов утвердил общее техническое задание (ОТЗ) на проектирование легкого авианосца ПВО. В ЦНИИВК начата разработка предэскизного проекта №85. В конце 1954 года ЦНИИВК представил предварительный предэскизный проект авианосца. Так же в 1953 году по ОТЗ в ЦКБ-17 (позже переименовано в Невское ПКБ) под руководством В.В.Ашика проведены НИР по формированию ТТЗ на проект. Предлагалось провести НИОКР по авиационному оборудованию и самолетам ...
Согласно проекту авианосец должен был быть оснащен угловой полетной палубой, аэрофинишерами и паровыми катапультами. С лета 1955 года проектирование эскизного проекта поручено ЦКБ-16, главный конструктор К.И.Трошков. Согласно плану судостроения на 1956-1965 годы (представлен Н.Г.Кузнецовым в марте 1954 года) предполагалось строительство 5 кораблей пр.85 для Северного и Тихоокеанского флотов со сдачей головного корабля ВМФ в 1960 году. После изменения концепции развития ВМФ и снятия Н.Г.Кузнецова с поста Главкома ВМФ решением нового главкома ВМФ С.Г. Горшкова работы по пр.85 полностью прекращены в декабре 1955 года. 
 
Двигательная установка - котлотурбинная ЭУ мощностью 4 х 36000 л.с.
Длина - 250 м
Длина по ватерлинии - 235 м
Ширина - 30 м
Ширина по ватерлинии - 23,6 м
Осадка - 8.3 м
Водоизмещение стандартное - 23400 т
Водоизмещение полное - 28400 т
Скорость хода полная - 31.4 уз
Скорость хода экономическая - 18 уз
Дальность хода - до 5000 миль на скорости 18 уз
Вооружение:
8 х 2 х 100 мм универсальных артиллерийских установок;
6 х 4 х 57 мм АУ;
8 х 2 х 25 мм АУ;
Оборудование: две паровых катапульты, аэрофинишеры, два подъемника авиатехники из ангара на летную палубу. Оборудование обеспечения полетов, навигационное оборудование и т.д. и т.п.
Авиакрыло: 40 самолетов (истребители "Тигр" на базе МиГ-19, масса 7000 кг, скорость до 1500 км/ч, дальность до 2000 км), 2 вертолета Ми-1;
Статус: СССР - разрабатывался, не строился.


Источники : Кулагин К., Развитие советских авианесущих кораблей 1925-1955 г.г. // Техника и вооружение. №7 / 1999 г. , Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г. , Морин А.Б. Смерть на взлёте - авианосцы ССCР: ТАВКР пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и "Варяг". Невское ПКБ. // Судостроение. 1996 г.
 
 
Плавучая база истребительной авиации (ПБИА, проект). Проработка предэскизного проекта велась в инициативном порядке ЦНИИ-45 в 1959 г. Боевое применение плавучей базы предполагалось совместно с ракетным кораблем ПВО пр.1126 ЦКБ-17. Основные задачи: ведение разведки самолетами ДРЛО, уничтожение самолетов-разведчиков противника, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. После рассмотрения в Госкомитете по судостроению проработка эскизного проекта поручена ЦКБ-17 (будущее Невское ПКБ), главный конструктор А.Б.Морин.
В проекте ЦКБ-17 были увеличены размеры и водоизмещение, изменен состав ГЭУ, увеличено авиакрыло и оборонительное вооружение. Проект получил отрицательный отзыв Главного управления кораблестроения (о низкой эффективности авиационной ПВО) и его разработка была прекращена. По умолчанию данные аванпроекта ЦНИИ-45. Двигательная установка - 6 х перспективных дизелей Коломенского завода мощностью по 20000 л.с. со спаривающими редуторами. Три вала, три винта фиксированного шага. Отвод выхлопных газов предполагался под воду. В проекте ПБИА ЦКБ-17 ГЭУ была изменена на котлотурбинную ЭУ. Конструкция: свободная летная палуба с угловой посадочной полосой (угол 6.5 град от продольной оси корабля). Ангар высотой 6.5 м. Специальные мероприятия по конструктивной защите не предполагались. Применены противоатомная, противохимическая и противоминные защиты. Успокоители качки с бортовыми рулями обеспечивали применение корабля по назначению при волнении до 6 баллов.
 
Длина - 254 м (ЦНИИ-45), 250 м (ЦКБ-17)
Длина по ватерлинии - 230 м
Ширина - 45 м (ЦНИИ-45), 50 м (ЦКБ-17)
Ширина по ватерлинии - 25 м
Осадка - 7,4 м
Водоизмещение стандартное - 20000 т (ЦНИИ-45)
Водоизмещение нормальное - 21000 и (ЦНИИ-45)
Водоизмещение полное - 22000 и (ЦНИИ-45), 30000 т (ЦКБ-17)
Скорость хода полная - 31,5 уз (ЦНИИ-45), 32 уз (ЦКБ-17)
Скорость хода экономическая - 24 уз (ЦНИИ-45), 18 уз (ЦКБ-17)

Дальность хода:
- 4000 миль при скорости 24 уз (ЦНИИ-45)
- 5000 миль при скорости 18 уз (ЦКБ-17)

Вооружение:
Проект ЦНИИ-45:
8 х 57 мм двухствольных установок АК-725;
Проект ЦКБ-17:
4 х 76 мм двухствольных установок АК-726;

Перспективные ЗРК ближней зоны.

Оборудование: две паровых катапульты, аэрофинишеры, два подъемника авиатехники из ангара на летную палубу (на проектах ЦНИИ-45 и ЦКБ-17). Оборудование обеспечения полетов, навигационное оборудование и т.д. и т.п.

Авиакрыло: Проект ЦНИИ-45: 24 истребителя, 2 самолета ДРЛО, 2 вертолета. На схеме (см.выше) использованы силуэты американских самолетов. Проект ЦКБ-17: 36 самолетов и вертолетов;

Статус: СССР - разрабатывался, не строился.


Источник : Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий