20/05/24

Опытная 95-мм пушка Ф-28 конструкции Грабина (СССР. 1938 -1940 год).

1) 10 марта 1938 года ГАУ направил TТT на 95-мм пушку нa завод № 92 и Кировский завод. Грабин быстро разработал проект 95-мм пушки, получивший заводской индекс Ф-28. Согласно проекту, ствол пушки Ф-28 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. навинченного на кожух. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа ...
Противооткатные устройства лафета состояли из гидравлического тормоза отката, расположенного под стволом, и закрытой со всех сторон коробом люльки, гидравлического накатника, расположенного над стволом. Противооткатные устройства шли в откат вместе со стволом. Подъемный механизм Ф-28 имел один сектор. Поворотный механизм был винтовой, толкающего типа. Подъемный механизм Ф-28 имел один сектор. Поворотный механизм был винтовой. Уравновешивающий механизм толкающего типа . Верхний станок литой, вертлюжного типа, вывешен относительно нижнего станка. Прицел АЛ-19 был установлен на цапфе люльки. На опытных образцах были установлены дисковые колеса от 76-мм пушки Ф-22. Пушка Ф-28 составляла дуплекс с 122-мм.гаубицей Ф-25. 
 
Широкорад А.Б. Гений советской артиллерии-М. ООО "Издательство АСТ".
 
2) Во второй половине 1937 года было принято решение об увеличении калибра дивизионных пушек. Было бы смешно утверждать, что конструкторы сразу всех артиллерийских КБ вдруг прозрели и убедились, что повышение мощи дивизионных пушек немыслимо без увеличения калибра. Скорее это явление надо связывать с устранением зам. наркома по вооружению Тухачевского и основательной чисткой в Главном артиллерийском управлении. 22 ноября 1937 года конструктор Сидоренко предложил для дивизионных орудий калибр 95 мм. Почти одновременно в ГАУ был направлен отчет одного из лучших отечественных теоретиков Упорникова, где расчетами доказывалось, что 85-мм пушки дают сравнительно небольшой выигрыш в осколочном и фугасном действии по сравнению с 76-мм пушками и оптимальным калибром дивизионных пушек будет 95 мм. Кроме того, 122-мм дивизионные гаубицы обр.1909 г. и 1910 г., несмотря на все модернизации, подлежали замене новой мощной 122-мм гаубицей. Поэтому многим конструкторам после первых же разговоров о 95-мм пушке пришла в голову соблазнительная мысль создать дивизионный дуплекс 95-мм пушку и 122-мм гаубицу на одном лафете.
Специальная комиссия, работавшая с 19 декабря 1937 года по 5 апреля 1938 года составила перечень образцов орудий, которые вошли в систему артиллерийского вооружения 1938 года. Среди этих орудий были дивизионные 95-мм пушка и 122-мм гаубица. Согласно ТТТ систем 1938 года 95-мм пушка должна была весить в боевом положении 2000 кг, в походном 2500 кг. Угол возвышения +45, а ГН 60. Осколочно-фугасный снаряд должен был весить 13,3 кг, иметь начальную скорость 650 м/с и дальность 15 км. 95-мм бронебойный снаряд должен был пробивать 65-мм броню на дальности 1000 м при угле встречи 60. 16 февраля 1938 года ГАУ выдало срочное задание АНИМИ разработать чертеж внутреннего устройства ствола 95-мм пушки и ее гильзы. (Заметим, кстати, что в отечественной артиллерии 95-мм пушки никогда не было). Уже через две недели (3 марта) АНИМИ представил проект канала и гильзы 95-мм пушки.10 марта 1938 года ГАУ направил ТТТ на 95-мм пушку на завод № 92 и Кировский завод. Грабин согласился начать работу над пушкой и 2 апреля 1938 года ГАУ выслало в Горький договор на проектирование пушки. Кировский завод в работах по 95-мм пушке заинтересован не был и фактически ничего не сделал. Грабин быстро разработал проект 95-мм пушки, получивший заводской индекс Ф-28. Причем проект внутреннего устройства ствола, рассчитанный АНИМИ, был существенно откорректирован. Проектная документация на Ф-28 была выслана в ГАУ 17.10.1938 г. Но недоброжелатели Грабина в оном учреждении затянули рассмотрение проекта и он был окончательно утвержден лишь 23 марта 1939 года. Согласно проекту ствол пушки Ф-28 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника, навинченного на кожух. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического типа. Нарезы постоянной крутизны. Противооткатные устройства лафета состояли из гидравлического тормоза отката, расположенного под стволом и закрытой со всех сторон коробом люльки, гидравлического накатника, расположенного над стволом. Противооткатные устройства шли в откат вместе со стволом. Интересной особенностью противооткатных устройств был переменный откат. Теоретически можно было бы обойтись и откатом постоянной длины, но Грабин с самого начала проектировал дуплекс 95-мм пушку Ф-28 и 122-мм гаубицу Ф-25. Причем над последней он работал в инициативном порядке, без договора, и на первых порах даже в тайне от ГАУ. И переменный откат был введен, чтобы обеспечить установку качающейся части гаубицы на лафет Ф-28. Подъемный механизм Ф-28 имел один сектор. Поворотный механизм был винтовой, толкающего типа, расположен с левой стороны станка. Уравновешивающий механизм толкающего типа, состоял их двух колонок с пружинами. Верхний станок литой, вертлюжного типа, вывешен относительно нижнего станка пружинами Бельвиля. Прицел АЛ-19 был установлен на цапфе люльки. По проекту Грабин планировал установить колеса авиационного типа 1100 250 с ГК, но по ряду причин на опытных образцах были установлены механические дисковые колеса от 76-мм пушки Ф-22. Зарядный ящик и передок для Ф-28 проектировались заводом № 13 (им. Кирова в г. Брянске). Грабин в отличие от многих конструкторов всегда настаивал на изготовлении не одного, а сразу нескольких опытных образцов орудия, чем существенно ускорял доводку орудия и в конечном итоге уменьшал затраты на разработку его. Поэтому на заводе № 92 было начато изготовление сразу четырех 95-мм пушек Ф-28. Стоимость одного опытного образца Ф-28 составляла 250 тыс. рублей. В декабре 1938 года первый образец Ф-28 был подвергнут заводским испытаниям. Три последующие системы к этому времени были готовы на 50 %. Заводские испытания выявили непрочность некоторых деталей (верхнего станка, цапфенной обоймы и др.). После устранения неисправностей первый образец Ф-28 поступил 12 февраля 1940 года на АНИОП. Тут надо честно сказать, что устранение неисправностей заняло месяц, а подачу пушки в Ленинград на полигонные испытания Грабин затянул почти на год умышленно. Дело в том, что осенью 1939 года 95-мм пушка была с лафета снята, и на него водрузили 122-мм гаубицу Ф-25. 1114 ноября 1939 года Ф-25 прошла испытания на Гороховецком полигоне и только потом на лафет вернули родную 95-мм пушку и отправили на АНИОП. На АНИОПе со 2 февраля по 8 мая 1940 года из Ф-28 было сделано 497 выстрелов лафето-пробными и осколочно-фугасными снарядами. Вес осколочно-фугасного снаряда составлял 13,3 кг, длина 5,155,2 клб, вес тротила 1,451,485 кг, вес взрывателя РГМ 0,48 кг. Длина гильзы составляла 497 мм. Вес патрона около 18,5 кг, а длина около 927 мм. С 26 по 29 марта 1940 года система была подвергнута испытаниям возкой на расстояние 500 км со скоростью 35 км/час. По удобству обслуживания Ф-28 была эквивалента УСВ.
Заключение АНИОПа по результатам полигонных испытаний: «...следует увеличить устойчивость, а затем подать систему на полные полигонные испытания». Тем не менее до полигонных испытаний дело не дошло. Основной причиной этого было начало работ по 107-мм дивизионным пушкам, с другой стороны и сам Грабин потерял интерес к Ф-28, увлекшись 107-мм дивизионными и танковыми пушками. И вообще, в дуплексе Ф-25 у Грабина была «любимой доченькой», на которую он возлагал большие надежды, а Ф-28 выпала роль Золушки. Жизнь не сказка, и этой отличной пушке не удалось встретить «принца», который вывел бы ее на поля мировой войны. Единственным реальным конкурентом завода № 92 в изготовлении 95-мм пушек стал УЗТМ. На УЗТМ также был создан дивизионный дуплекс, но в отличие от завода № 92 УЗТМ получил в апреле 1937 года задание на проектирование 122-мм гаубицы и лишь потом в инициативном порядке начал проектирование 95-мм пушки. 122-мм гаубица У-2 значительно опережала по времени 95-мм пушку У-4. Гаубица была подана на заводские испытания 4.11.1938 г. Согласно проекту 95-мм пушка отличалась от гаубицы У-2 стволом, затвором и балкой крепления по походному. Ствол пушки состоял из свободой трубы, кожуха и навинтного казенника. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Длина отката переменная: длинный откат 1200 мм при углах возвышения до 33, и короткий 770 мм при углах от 50 до 65. Протвооткатные устройства помещены в корытообразную люльку. Подъемный механизм секторного типа, а поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный толкающего типа. Боевая ось и подрессоривание сделаны по типу 76-мм пушки «Бофорс» и состояли из двух полуосей, двух параллелограммов и двух цилиндрических пружин подрессоривания. Прицел взят от МЛ-20 без изменений. Передок взят от 122-мм гаубицы «Лубок». Гильза и снаряд для У-4 были взяты от Ф-28. Работы над 95-мм пушкой У-4 не были доведены до стадии заводских испытаний, а опытный образец не был закончен. Письмом от 2 марта 1939 года Артком сообщил Уралмашу, что все работы по проектированию и изготовлению пушки У-4 следует прекратить, так как эта работа снята с плана опытных заказов на 1939 год.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий