23/05/24

Опытная противорадиолокационная ракета AGM-136 Tacit Rainbow (США. 1984 - 1991 год).

1) С учетом опыта применения противорадиолокационных ракет во Вьетнаме в начале 1980-х родилась концепция Tacit Rainbow. Идея залучалась в том, чтобы использовать пилотируемые ЛА для уничтожения вражеской ПВО. Разработка должна была иметь низкую стоимость производства, для массового использования против интенсивной ПВО противника. Целью проекта Tacit Rainbow была разработка ракеты с турбореактивным реактивным двигателем, предназначенной для уничтожения вражеских наземных РЛС. ВВС США дали ракете обозначение AGM-136. На дистанцию удара ракету должны были доставлять бомбардировщики, истребители или ракета запускалась с наземной ПУ. Работы велись фирмой Northrop ...
В бортовой компьютер и систему управления полетом каждой УР должна была заноситься информация о маршруте полета к району цели. После запуска AGM-136 должна была лететь по запрограммированному курсу и в районе цели начать барражировать до тех пор, пока пассивная ГСН не обнаруживала излучение от вражеской РЛС. После обнаружения и распознавания источника излучения, ракета направлялась бы на цель и уничтожала ее. Систему наведения AGM-136 невозможно было бы обмануть выключением излучения. До тех про, пока у ракеты оставалось топливо, она ждала бы в районе цели и выполняла повторные атаки, если РЛС возобновляла работу. Первый запуск AGM-136 состоялся 30 июля 1984 г. Было осуществлено более 30 испытаний как с бомбардировщиков так и истребителей. Для наземных испытаний использовалась РСЗО MLRS. В октябре 1990 ВВС США пришли к заключению, управление фирмы Northrop допустило серьезные промахи в управлении многими важными программами. В их число входили такие как малозаметный бомбардировщик B-2, ППР Tacit Rainbow и комплекс радиоэлектронных помех для истребителя F-15.
Программа Tacit Rainbow была отменена по финансовым причинам в 1991 году, несмотря на успешное ее продвижение и планировавшееся на 1992 год начало серийного производства.
 
2) Tacit Rainbow (AGM-136) — американская барражирующая противорадиолокационная ракета, оружие второго удара. Предназначалась для подавления системы противовоздушной обороны противника. Была разработана корпорацией Northrop по заказу ВВС США. По утверждению тогдашнего исполняющего обязанности Министра военно-воздушных сил США Джеймса Макговерна, двигательная установка ракеты обеспечивала ей почти полтора часа полёта. Проекту приписывали покровительство столь влиятельного лица как член Комитета Сената США по вооружённым силам сенатор Сэм Нанн, хотя сам он отрицал приписываемую ему прессой роль в лоббировании проекта в высших эшелонах власти. Закупки ракеты заказчиком были отменены после успешного прохождения программы испытаний, накануне запуска в серийное производство в 1991 году. Критики программы утверждали, что её стоимость превышала 600% от заявленной исходно, апологеты дальнейшей проработки и принятия ракеты на вооружение настаивали на том, что только 300% (то есть, не менее чем втрое дороже заявленного). Программа работ обошлась американской казне ориентировочно в $4 млрд.
Разработка. Работы по проекту Tacit Rainbow стартовали в начале 1980-х годов с целью создания относительно дешёвой и при этом эффективной универсальной противорадиолокационной ракеты, для оснащения ею как авиационных, так и сухопутных средств-носителей. Проектируемая ракета задумывалась как барражирующей, то есть имеющей несколько режимов полёта, в том числе режим барражирования, то есть воздушного патрулирования определённого заданного сектора воздушного пространства с непрерывным отслеживанием наземной обстановки и поиском источников радиолокационного излучения (потенциальных целей для удара). В доктрине американской ядерной стратегии ракете отводилась роль оружия второго удара, то есть средства, применяемого после массированного удара межконтинентальных баллистических ракет (оружие первого удара) и перед авиационными ударами пилотируемой стратегической авиации (третий удар). Согласно стратегическому замыслу, ракеты Tacit Rainbow запускались в больших количествах перед пуском МБР (ввиду разницы подлётного времени, обусловленной различной скоростью полёта), на удалении около 450 км в авангарде бомбардировочных авиационных соединений. Зайдя в зону оперативного предназначения, ракета начинала барражировать отслеживая одновременно с этим радиолокационную обстановку, как только в ней возникали новые источники излучения, бортовая аппаратура ракеты анализировала их частоту и интенсивность, сопоставляя с имеющимися параметрами советских РЛС. В том случае если параметры сходились, ракета атаковала обнаруженную цель. В перспективе планировалось создать модификацию ракеты для запуска с наземных носителей типа MLRS. Сухопутная модификация получила индекс BGM-136B.
Испытания. Второй испытательный пуск ракеты 17 мая 1989 года продемонстрировал высокую эффективность бортовой электроники ракеты в определении наземных источников радио-излучения и выполнении требований полётного задания в части следования запрограммированному курсу, несколько раз облетая контрольные точки маршрута следования.
В варианте для Сухопутных войск США свои проекты на рассмотрение Управления ракетных войск США предложили три команды компаний военной промышленности : 1) Northrop и LTV Aerospace and Defense, 2) Boeing и Texas Instruments, 3) Raytheon, McDonnell Douglas и E-Systems. Победу в конечном зачёте одержала последняя команда, в которой роль системного интегратора была отведена Raytheon, которая одновременно выступала альтернативным источником поставок авиационного варианта ракеты.
Общие сведения

Самолёт-носитель — B-52, F-111, A-6.
Категории поражаемых целей — наземные объекты системы радиотехнических войск ПВО.
Дальность полёта — 90 км.
Аэродинамическая компоновочная схема — нормальная, самолётного типа (самолёт-снаряд)
Скоростной режим — дозвуковая
Среднее время в полёте — 80 мин
Массогабаритные характеристики

Длина — 2540 мм
Диаметр корпуса — 690 мм
Размах оперения — 1570 мм
Масса — 195 кг

Боевая часть

Тип БЧ — осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами, WDU-30/B
Масса БЧ — 17,2 кг
Тип ВВ — High-Explosive
Тип предохранительно-исполнительного механизма — дистанционного действия, радиолокационный, срабатывание на объём

Двигательная установка

Тип ДУ — ТРД, Williams F121 / Williams WR36-1
Тяга маршевого двигателя — 310 Н (31 кгс)
Время работы маршевого двигателя — не менее 80 мин.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий