25/05/24

Проекты самолётов ДРЛО от ВАС по программе ASR.387 (Великобритания. 1964 - 1966 год).

С появлением авиации Британские острова, ранее защищённые от противников на материке Каналом, резко стали уязвимы. Опыт бомбардировок цеппелинами в Первую Мировую войну и Битвы за Британию во Второй Мировой нельзя назвать самым приятным, потому после войны уделялось немалое внимание по защите островов от воздушной угрозы уже от СССР. К концу 50-ых годов советы поставили в серийное производство бомбардировщики, способные с лёгкостью достать до любой части метрополии, даже взлетая с баз на территории СССР, кроме того советская бомбардировочная авиация имела передовые базы и в Восточной Европе. Это, вкупе с появлением ядерного оружия, вызывало серьёзные опасения, как у населения Британии, так и у военных. Если США ещё как то защищало расстояние от СССР, то Британию от ядерного уничтожения могли спасти лишь свои силы. Требовалась срочная модернизация всего парка самолётов, зенитно-ракетных комплексов. Британская промышленность могла бы наладить выпуск всего нужного самостоятельно, но это заняло бы слишком много времени. В 1964 было принято решение закупить технику в США, были заключены контракты на поставку F-111K, F-4K Phantom II и других машин. Заинтересовал британских военных и самолёт ДРЛО Lockheed EC-121 Warning Star. Предполагалось использовать его для патрулирования периметра метрополии и наведения на обнаруженные советские бомбардировщики перехватчиков и целеуказания для зенитных ракет. Был заключён предварительный контракт на поставку 20 машин из наличия ВВС США, но окончательные договорённости не были достигнуты. Основной причиной было то, что британская авиапромышленность обещала построить собственный самолёт ДРЛО, превосходящий Warning Star, при этом в кратчайшие сроки ...
Работы над самолётом ДРЛО были начаты в январе 1964 года, ещё до окончательного решения о массовой закупке самолётов в США, фирмой BAC (British Aircraft Corporation), на первых этапах в сотрудничестве с Vickers. Программа финансировалась военными и получила обозначение ASR.387. Первоначально предполагалось в качестве основы использовать флагман британской пассажирской авиации Vickers VC10. В тоже время в Vickers разрабатывался многоцелевой модульный вариант VC10, способный решать множество задач, от сброса десанта и противолодочной войны до запуска баллистических ракет. Эти наработки были использованы и в ASR.387. Самолёт получил систему дозаправки в воздухе, но главным изменением стала, конечно, установка радара. В отличие от схемы, используемой в EC-121, радар был размещён в шарообразном убираемом вращающемся обтекателе. Такое решение имело несколько плюсов: благодаря возможности вращения не только по горизонтали, но и в небольшом диапазоне по вертикали было легче определить высоту цели, сам обтекатель, в отличие от, разрабатываемых в тоже время в США, дискообразных не создавал лишнюю подъёмную силу и не мешал пилотированию. При нахождении на земле обтекатель и радар убирались в фюзеляж самолёта, после взлёта радар выдвигался в боевое положение. Убирание обтекателя происходило перед посадкой или в полёте, для проведения срочного обслуживания радара. В обтекателе размещалась 8-футовая круглая антенна диапазона S, в задней части обтекателя располагались охлаждающие панели. В самолёте было предусмотрено 10 рабочих мест для операторов и других специалистов.
Работы над самолётом ДРЛО, несмотря на обещания, шли не быстро. Объяснялось это тем, что военные окончательно отказались от идеи закупки Lockheed EC-121, поскольку получили информацию о разработке самолёта ДРЛО нового поколения (будущего E-3 Sentry) и приняли решение закупить именно его. Новый американец должен был полететь только в начале 70-ых годов, потому британские авиастроители имели достаточно времени для проработки своего варианта. После 2 лет исследований, в 1966 году в BAC был создан проект оснащения Vickers VC10 радаром FASS (Fore and Aft Scanner System), созданным в начале 60-ых годов для палубного самолёта ДРЛО флота Британии. В этом варианте использовались 2 антенные решётки, размещаемые в неподвижных обтекателях в носу и хвосте самолёта. Такая система обеспечивала лучший обзор и аэродинамику самолёта, при этом была надёжнее. Но к этому же времени стали возникать вопросы к VC10 как к основе для самолёта ДРЛО. Во многом этот лайнер был избыточен по своим характеристикам, слишком большой, слишком дорогой. Британские военные видели в собственном проекте ДРЛО возможность сэкономить, а с VC10 самолёт стоил бы не сильно меньше американца. Было принято решение использовать в качестве базы пассажирский самолёт подешевле и попроще.
Решение нашлось достаточно быстро - в качестве основы был выбран полетевший достаточно недавно лайнер для линий малой и средней протяжённости BAC 1-11. Этот самолёт отвечал большинству требований программы ASR.387 по дальности, поднимаемой нагрузке и времени полёта, к тому же он стоил куда дешевле VC10. Было принято решение проработать несколько вариантов самолёта ДРЛО на базе BAC 1-11 для выбора наиболее оптимального решения. Всего было исследовано шесть проектов, за основу для всех был взят BAC 1-11 200-ой серии.
 
Первый вариант предполагал использование радара FASS с двумя 7-футовыми антеннами диапазона S. В пассажирском салоне размещало 8 операторов радара и других специалистов, а так же дополнительные топливные баки, обеспечивающие самолёту время патрулирования до 10 часов. В этом проекте за исключением добавления антенных обтекателей в носу и хвосте других серьёзных изменение не вносилось. Из-за этого обзор при взлёте и посадке из кабины пилотов был серьёзно ограничен, потому предполагалось даже использовать внешний контроль (по типу что позже используют на TR-1 "Dragon Lady").
Во втором варианте проблема с обзором из кабины пилотов была решена при помощи изменения всей носовой части фюзеляжа. Так кабина пилотов была поднята выше основной конструкции в своеобразный горб, для обеспечения лучшего обзора. Изменились и антенные обтекатели, так носовой получил больший угол наклона. Из-за этого он максимально приблизился к земле, что серьёзно повысило шанс повредить его при посадке. Сменили антенные решётки на большие - 8-футовые. В остальном отличий от первого варианта не было.
В третьем варианте предлагалось использовать 7-футовую антенну в сферическом обтекателе, по типу первого проекта на базе VC10. Обтекатель размещался под фюзеляжем в середине самолёта, что обеспечивало лучший обзор, но при этом антенна в убранном состоянии занимала место в самолёте. Из-за этого пришлось уменьшить топливные баки, размещённые в пассажирском отсеке, и время полёта сократилось до неприемлемых 7 часов. Главным же плюсом этого проекта была возможность использовать стандартные BAC 1-11 с минимальным количеством изменений.
В четвёртом варианте проблема с недостатком места была решена путём переноса радара в хвостовую часть, теперь он убирался в специальный обтекатель в хвосте самолёта. Это позволило вернуть баки и время патрулирование от первых вариантов, но вызвало много новых проблем. Так отмечалась разбалансированность самолёта с перевесом в хвост, ухудшенный обзор радара в переднем секторе, невозможность обслуживать радар в полёте.
В пятом варианте разработчики попытались максимально удешевить проект, в том числе и за счёт радарного оборудования. Уменьшенный обтекатель с уменьшенной 5-футовой антенной, как и в четвертом варианте, размещался в хвосте самолёта, но уже не требовал установки специального неподвижного обтекателя. Благодаря этому были решены проблемы с развесовкой самолёта, восстановлен доступ к радару в убранном состоянии для обслуживания в полёте. Ухудшение качества предполагалось компенсировать количеством и просто выпускать на патрулирование в два раза больше самолётов.
Шестой вариант. Поскольку работы над радарами ещё велись, рассматривался вариант использования систем не британского производства, а закупка их в США. Предполагалось купить радар AN/APS-120, используемый на палубном самолёте ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye и установить его на BAC 1-11. Хоть британские аналоги и в теории превосходили американца, было не ясно насколько затянется их разработка, в то время как создание подобной машины можно было бы начать в ближайшее время.
К концу 1966 года предварительные работы по всем шести вариантам были завершены и представлены военным. Но как VC10 был слишком большим для программы ASR.387, так и BAC 1-11 был слишком мал. Военных не устраивало ни время патрулирования самолёта, ни его полезный объём. К тому же в то время в программу ASR.387 вступил новый участник - Hawker Siddeley с проектом самолёта ДРЛО на базе своего HS.801 "Nimrod" (будущий Nimrod AEW3). Этот вариант устраивал военных куда больше, потому в BAC не видя дальнейших перспектив, приняли решение о выходе из программы ASR.387.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий