30/05/24

Проект авианосца "Elbe" (Германия. 1942 - 1943 год).

Elbe («Эльба») — недостроенный немецкий эскортный авианосец. Перестраивался из пассажирского лайнера SS Potsdam в 1942-43 году. Использовался в качестве плавучей казармы. После войны достался Англии, служил войсковым транспортом как Empire Fowey, а в 1960 году был продан Пакистану и переименован в Safina-E-Hujjaj. Сдан на слом в 1976 году ...
К началу Второй Мировой Войны, в сентябре 1939 года, «Граф Цеппелин» достиг 85 % готовности. Строительство второго авианосца успело продвинуться до шпангоутов броневой обшивки средней части корпуса. К началу 1940 года, под впечатлением первых значительных успехов, высшее руководство Германии уверилось в быстром завершении войны. В конце апреля 1940 года, по предложению Главнокомандующего Кригсмарине, работы на авианосцах прекращаются в пользу кораблей, имеющих большую степень готовности. «Граф Цеппелин» был отведен в Штеттин (нем. Stettin), а авианосец под литерным обозначением «В» разобран на стапелях. Эта ошибка была полностью осознана после гибели немецкого линкора Bismarck ( «Бисмарк») 27 мая 1941 года, основную роль в потоплении которого сыграли английские авианосцы, и зимнего поражения под Москвой — ставившего под сомнение быстрое завершение войны. В марте 1942 года строительство ударного авианосца «Граф Цеппелин» было возобновлено, с максимально возможной скоростью. Но, с оглядкой на текущую ситуацию, одного авианосца ВМС Германии теперь было явно недостаточно. Принимая во внимание ограниченные сроки и небольшое финансирование, командованием Кригсмарине было принято решение о переоборудовании в эскортные авианосцы нескольких войсковых транспортов, а также недостроенного тяжелого крейсера Seydlitz (рус. «Зейдлиц» — 19800 тонн). Предназначенными к переоборудованию транспортами были бывшие пассажирские лайнеры — SS Potsdam («Потсдам» — 19047 брт), SS Gneisenau («Гнезенау» — 18160 брт) и SS Europa («Европа» — 49746 брт).
До начала переоборудования SS Potsdam (рус. «Потсдам») был современным океанским пассажирским лайнером с турбоэлектрической силовой установкой. Он был построен в Гамбурге на верфи Blohm & Voss в 1935 году для компании Hamburg America Line, но еще в процессе достройки был продан фирме Norddeutscher Lloyd. Лайнер Potsdam был рассчитан на перевозку до 393 пассажиров в каютах разных классов. Помимо этого на лайнере было 278 членов экипажа и обслуживающего персонала. Вместе с однотипными пассажирскими лайнерами «Гнейзенау» и «Шарнхорст» (нем. «Scharnhorst» — 18160 брт), Potsdam обслуживал линии Дальнего Востока. После начала Второй Мировой Войны «Гнейзенау» и Potsdam были реквизированы для Кригсмарине в качестве войсковых транспортов, а третий лайнер — «Шарнхорст» был передан Японии. Проект переоборудования лайнера предусматривал полный демонтаж всех надстроек — на палубе размещался самолётный ангар. Над ангаром надстраивалась сплошная полётная палуба с 4-мя аэрофинишерами. Небольшая надстройка размещалась в центре авианосца, и была максимально смещена к правому борту. Туда же переносилась дымовая труба. Подъём и спуск самолётов обеспечивали два грузовых лифта, запуск — две пневматические катапульты. Сам корпус авианосца немного расширялся путём оборудования булей противоторпедной защиты. Но уже в процессе проектирования перестройки возникла масса проблем. Основной из них, была критическая для авианосца метацентричная высота Potsdam — типичная для пассажирского лайнера. Еще одна проблема, связанная со спецификой гражданского судна, заключалась в системе водонепроницаемых переборок. Дело в том, что лайнеры имели только поперечные переборки, а германские нормы кораблестроения требовали для кораблей такого размера наличие и продольных переборок. Возникли также опасения относительно общей прочности корпуса.
Благодаря удалению большей части пассажирского оборудования и надстроек, удавалось достигнуть уменьшения высокорасположенных масс. Однако размещаемое на их местах авиационное оборудование обладало еще большим весом, к тому же располагалась еще выше. В итоге ангар авианосца пришлось не просто расположить на палубе, а врезаться в неё — как можно ниже. Это значительно усложняло и удорожало процесс перестройки. Однако этого было мало, расчётная остойчивость оставалась недостаточной — потребовалось размещение дополнительного балласта. Эту проблему удалось решить относительно просто — в пустотелые були противоторпедной защиты решили залить бетон, что даже отчасти должно было её усилить. Также, с помощью бетона, планировалось компенсировать кренящий момент надстройки авианосца. Работы по переоборудованию Potsdam начались в декабре 1942 года, на родной для него верфи компании Blohm & Voss в Гамбурге. В Кригсмарине будущий эскортный авианосец получил название Elbe («Эльба»).
Тем временем, к началу 1943 года военная обстановка для Германии значительно ухудшилась. 6 января 1943 года, разъярённый неудачами Адольф Гитлер, приказывает главнокомандующему Кригсмарине Эриху Редеру (нем. Erich Raeder) расформировать надводный флот. 30 января 1943 года, гросс-адмирал (нем. Grossadmiral) Эрих Редер подаёт в отставку. Его место занимает адепт подводной войны, ранее командующий подводными силами Кригсмарине Карл Дёниц (нем. Karl Dönitz). 2 февраля 1943 года, по приказу Карла Дёница, все работы по постройке эскортного авианосца Elbe были остановлены. К этому моменту, с корабля уже были сняты все пассажирские надстройки и производился монтаж полётной палубы. Elbe вывели из дока и использовали до конца войны в качестве плавказармы. После перестройки, Elbe должен был стать малым эскортным авианосцем, основные задачи которого — охрана эскадр и конвоев. Ввиду небольших размеров и водоизмещения, его артиллерия была ограничена универсальным и противозенитным калибром (мелкокалиберной зенитной артиллерией — МЗА), а состав авиагруппы был относительно небольшим. Корпус бывшего пассажирского лайнера, по проекту, должен был быть расширен путём приваривания булей противоторпедной защиты, в дальнейшем заливаемых многослойным бетоном. Непотопляемость авианосца обеспечивалась 11-ю водонепроницаемыми переборками, двойным дном и двойной обшивкой нижней части корпуса. В палубу врезался самолётный ангар размерами 148×18 м. Два самолётоподъёмника — в носу и в корме авианосца, обеспечивали подъём и спуск самолётов на полётную палубу.
Сплошная полётная палуба находилась над ангаром и имела противоосколочное бронирование (20-мм сталь). Полётная палуба занимала всю длину корабля и имела размеры 186×27 м. На палубе проектировался монтаж 4х аэрофинишеров — от кормовой части до середины палубы на равноудалённом расстоянии. В носовой части предполагался монтаж двух катапульт, обеспечивающих практически одновременный запуск двух самолётов. Чуть ниже полётной палубы, вдоль бортов с обеих сторон корпуса пристраивались гнёзда для установок МЗА. Дымовая труба по проекту переносилась к правому борту. Спереди и позади неё, планировалось сооружение ступенчатых надстроек с 4-мя двухорудийными артиллерийскими установками универсального калибра, командирской рубкой и пунктом управления полётами с тремя радио-локационными станциями. Также здесь планировалось размещение еще нескольких установок МЗА. Энергетическая установка (ЭУ) авианосца Elbe была полностью унаследована от донора — пассажирского лайнера Potsdam и её переделки не планировались. Potsdam был турбоэлектроходом — его два четырёхлопастных винта вращали два электромотора, запитанные в свою очередь, от двух паровых турбогенераторов. Пар турбогенераторам производили 4 паровых нефтяных котла фирмы Benson. Общая мощность ЭУ лайнера составляла 26000 л.с., что позволяло ему развивать максимальную скорость в 21 узел. Запас топлива — 4500 тонн, дальность плаванья — 9000 миль (около 17000 км). Поскольку перестройка пассажирского лайнера в авианосец требовала увеличения ширины корпуса и осадки — это влекло за собой значительную потерю ходовых качеств корабля. В итоге расчётная максимальная скорость авианосца Elbe составляла 19 узлов.
Основное вооружение авианосца Elbe, по проекту, составляла авиагруппа из пикирующих бомбардировщиков и истребителей прикрытия. Оборону обеспечивали четыре 2-х орудийных универсальных установки, способных вести огонь по воздушным целям и комплекс мелкокалиберной зенитной артиллерии из 13 установок — двухствольных 37-мм и четырёхствольных 20-мм автоматов (автоматических пушек). Авиагруппа Elbe, планировалась в количестве 24-х самолётов : 12 пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87C-1 и 12 истребителей Messerschmitt Bf-109T. В качестве резерва предусматривалась возможность транспортировки нескольких самолётов в разобранном состоянии. По проекту запуск самолётов предусматривался только с катапульт. Планировалась установка двух пневматических катапульт К-252 со скользящей фермой, сконструированных заводом Deutsche Werke. Подобные катапульты монтировались на ударном авианосце «Граф Цеппелин» и обеспечивали 4 старта без подзарядки воздушных баллонов. Пикирующий палубный бомбардировщик Junkers Ju-87C-1 (Саsar рус. «Цезарь») был серийной версией опытного Junkers Ju-87C-0 — разработанного в марте-апреле 1939 года на базе пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87В-1. Переоборудование включало : складные крылья с электроприводом и уменьшенным размахом крыла, кронштейны для крепления к катапульте и посадочный гак. Для увеличения радиуса действия предусматривалось крепление наружных баков ёмкостью 300 литров и дополнительный маслобак — 48 литров. Для обеспечения безопасности аварийных посадок на воду — стойки шасси сделали сбрасываемыми. В хвосте фюзеляжа самолёта размещалась надувная лодка, а в консолях крыла воздушные баллоны — обеспечивающие непотопляемость. Палубный истребитель Messerschmitt Bf-109T-1 (Trägerflugzeug рус. «Авианосец») был серийной версией опытного палубного Messerschmitt Bf-109T-0 — разработанного в начале 1939 года на базе истребителя Messerschmitt Bf-109E. Были полностью переработаны крылья — их сделали складными, уменьшили размах и увеличили площадь. Также усилили стойки шасси, смонтировали крепление к катапульте и посадочный гак.
Артиллерия
Артиллерийское вооружение германского эскортного авианосца Elbe планировалась в составе :

4 х 2-х ствольных 105-мм универсальных артиллерийских установки типа Dop. L. C/37 с орудиями 105-мм/65 (4.1") SK C/33;
5 х 2-х ствольных 37-мм зенитных установок типа Dopp LC/30 с автоматическими пушками 37-мм/L83 (1.5") SK C/30;

8 х 4-х ствольных 20-мм зенитных установок типа Vierling C 38/43 с автоматическими пушками 20-мм/65 (0.79") C/38 AA MG;

Управление огнём осуществлялось централизованно при помощи двух командно-диспетчерских пунктов.

4 — 105-мм артустановки Dop. L. C/37 располагались по две, друг за другом в носовой и кормовой части надстройки и имели возможность вести огонь по обе стороны борта.

5 — 37-мм зенитных установок Dopp LC/30 были расположены в боковых гнёздах вдоль бортов авианосца чуть ниже полётной палубы, что ограничивало их сектор обстрела примерно 180 градусами. 2 установки планировалось расположить с правого борта и 3 с левого.

8 — 20-мм зенитных установок Vierling C 38/43 располагались — 4 в гнёздах вдоль бортов — 2 с правого и 2 с левого борта. 2 артустановки располагались в надстройке. Одна — должна была быть пристроена в нижней части дымовой трубы (справа по борту), и одна установка располагалась чуть ниже полётной палубы в носу авианосца.

Характеристики артсистем авианосца Elbe были следующими :
После завершения Второй Мировой Войны, недостроенный эскортный авианосец Elbe, используемый в роли плавучей казармы достаётся по репарациям Великобритании. В июле 1945 года переведён в Белфаст на верфи компании Harland & Wolff Ltd для перестройки в войсковой транспорт. Был введён в строй ВМС Великобритании в апреле 1946 года и получил имя Empire Fowey. В марте 1947 года, в Клайде, было произведено переоборудование энергетической установки — Empire Fowey получил новые котлы и турбины. Empire Fowey служил в составе ВМС Великобритании до 1960 года (в конце 1950-х использовался как плавказарма в Сингапуре). В 1960 году был продан Пакистанской компании Steamship Co и переименован в Safina-E-Hujjaj. В октябре 1976 года был списан и разобран на металл в Gadani, Пакистан.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий