"Hiller Aircraft" это фирма производящая легкие вертолеты. Особой удачливостью не отличалась, крупной серий тоже, и к нашим дням летающих машин их производства почти не осталось, зато остался музей на 101 шоссе в Пало Альто. В свое время Hiller работал над концептом летающего крана с реактивным приводом несущего винта. Продать его армии у него не получилось, но в 1965 году его снова посетили надежды на реализацию давней мечты - NASA было заинтересовано в поисках вариантов спасения отработанных ракетных ступеней системы Saturn V в рамках проекта Apollo ...
В своем предложении Hiller отмечал недостатки многих систем спасения первой ступени, включая сложность, потери производительности, вероятность повреждения при посадке на землю/воду и прочая. При этом вертолет (впрочем эту штуку он не называл вертолетом, всегда ссылаясь на нее как "Rotary Wing System for Booster Recovery") должен был перехватить ступень в ее "родной стихии", то есть в воздухе.
Предлагаемый Hiller летательный аппарат имел трехлопастной несущий винт диаметром 120 м, на законцовке каждой лопасти по два реактивных двигателя - итого шесть, плюс седьмой в хвостовой части для привода рулевого винта. Частота вращения несущего винта в 60 оборотов в минуту кажется чертовски медленной по вертолетным стандартам, но учитывая длину лопастей, их законцовки приближаются к скорости звука. Это был бы не только очень большой, но и очень шумный проект.
Так же аппарат мог быть использован в качестве летающего крана или для транспортировки элементов ракеты-носителя. Вертолет должен был взлететь с площадки возле космодрома или иной подходящей базы с полностью заправленными внутренними баками и дополнительными подвесными, выйти в район падения отработанных ступеней и барражировать там до 6 часов на высоте от 4500 до 6000 метров.
После обнаружения спускающейся ракетной ступени вертолет должен был перехватить ее на высоте около 3000 метров. Для S-1C предлагалась парашютная система, которая обеспечивала планирующий спуск с качеством больше 1 - то есть горизонтальная скорость должна быть выше вертикальной. Вертолет должен был сравнять свою горизонтальную и вертикальную скорость с скоростью ступени и как бы "притереться" к траектории снижения ракеты, после чего подхватить парашют специальным крюком и выравнивая траекторию постепенно перевести на него вес ракетной ступени. Купол парашюта складывается и полезная нагрузка оказалась бы подвешенной в 215 метрах ниже вертолета.
Дальше вертолет потихоньку втягивает подвесную систему, поворачивает ступень в горизонтальное положение и фиксирует под фюзеляжем, после чего транспортирует в место старта или иную точку назначения на земле. С учетом расстояния в 650-750 километров от точки старта до места перехвата ступени, это тоже превращается в сложную задачу. Сколько для этого надо топлива? Как парировать ветровые нагрузки - все же парусность первой ступени ракеты Сатурн изрядна. Более вероятен вариант посадки вертолета на судно, дежурящее в районе перехвата - нечто вроде баржи или авианосца.
Стоимость разработки была фантастической, но ступени Saturn V тоже не отличались дешевизной - предполагалось что после пары запусков система окупит себя. К тому моменту бюджет NASA составлял почти 5% федерального бюджета (в 10 раз больше чем в наши дни) и казалось что США может позволить себе и такую фантастику на грани безумия (или за гранью). Но денег Hiller так и не дали. Со временем бюджет NASA сократили, при этом у космического агентства были свои пожиратели денег вроде строительства стартовых комплексов на мысе Канаверал, а позже в фокусе внимания оказались многоразовые космические корабли.
Модель системы сейчас находится в музее компании Hiller, демонстрируя большое воображение производителя маленьких вертолетов.
Расчётные характеристики : диаметр несущего винта – 120 м , вес пустого - ~200000 кг , полезная нагрузка - ~250000 кг , максимальный взлетный вес - 453000 кг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий