19/05/24

Проекты лёгких танков "Lansen" и "Lansen 25" (Швеция. 1953 - 1958 год).

После завершения Второй Мировой шведские военные осознали, что имеющиеся танки их уже устраивают. Основной силой шведских танковых войск был старый добрый Stridsvagn m/42. Танк неплохой, но к тому времени не очень внушительный. Поэтому, в начале 1950-х годов был инициирован проект по созданию легкого танка нового поколения ...
Почему легкого? Потому, что Швеция была, во-первых, страной небогатой, а во-вторых с не слишком развитой транспортной инфраструктурой. Попросту говоря, мосты не выдержали бы тяжелых танков. Поэтому, параметры машин были заданы такие : масса 19-20 тонн, 35-мм броня во фронтальной проекции, 75-мм пушка. Двигатель ... Ну, какой есть : 430-450 л.с. Volvo A8B (и в перспективе - 12-цилиндровая модель Volvo A12B мощностью 640 л.с.).
По крайней мере, до уровня полноразмерного макета новую машину, названную «Lansen», довели довольно быстро. Машина получилась вполне современных очертаний, довольно компактная и вообще, по послевоенным меркам, неплохая. Уровня, примерно, американского M24 Чаффи, причем шведская пушка была даже получше.
Однако изучив проект военные захотели, чтобы разрабатываемая машина могла служить основой для САУ массой до 30 тонн (с ограничениями по подвижности, конечно), а главное - брони побольше и пушку посильнее. Конструкторы «Landswerk» взяли под козырек и вернулись к чертежам. Но это уже другая история. 
 
Раззадоренные красивым проектом танка «Lansen» шведы замахнулись на создание самого мощного легкого танка в истории. Проект «Lansen 25 ton» по набору своих расчётных характеристик выглядит очень даже современно (конечно, с поправкой на достижимые технологии).
Так, конструкторам удалось уложить в 25 тонн массы 105 (!)-мм длинноствольную пушку (600 м/с ОФСом и 870 м/с подкалиберным бронебойным) при 52 миллиметрах фронтального бронирования корпуса и 60 миллиметров - башни (борта вышли в 25 миллиметров). Все это оснащалось упомянутым выше 430-сильным двигателем Volvo A8B, так что общая подвижность должна была быть не хуже, чем у условного Т-34-76, если бы ему поставили нормальную КПП от Т-34-85.
С мотором в 640 л.с. максимальная скорость машины по проекту должна была достигать 70 км/ч. Но тут военные прикинули, что для уверенности им необходимо иметь фронтальное бронирование в 100 миллиметров.
Не вылезая за предельную массу в 25 тонн получалось странно : при 100 миллиметрах впереди, борта и корма остались толщиной всего в 12 миллиметров. Это уже совершенно противопульный уровень, и конечно, результат ради результата шведам не понравился.
В конце 1950-х иметь борта танка в 12 миллиметров – это даже смешно. Стало понятно, что легкий танк с требуемыми параметрами не получается. Впереди уже маячил Strv.103.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий