26/05/24

Проект вертолёта Sikorsky DS-103 / S-63 (США. 1960 - 1970 год).

Опыт постройки S-56, S-60, S-64 сделал возможным разработку фирмой Сикорского проектов вертолета еще более высокой грузоподъемности. В 1960-м разрабатывался вертолёт S-63 с взлетным весом 42,8 т грузоподъемностью 18 т и диаметром несущего винта 30 м. В 1961-м - проект DS-103 с взлетным весом 114 т, грузоподъемностью 40 т и диаметром винта 48,3 м. Индекс DS-103, нетипичный для машин Сикорского, которые мы знаем под буквой S. DS - это Design Study - начальные этапы проектирования, если работа пойдет дальше - машина получит индекс S и номер, иначе - пойдет в архив с оригинальной маркировкой DS ...
Проект DS-103 датируется где то началом 1960-х годов (его общий вид уже был опубликован в книге 1961 года - "Handbook of Astronautical Engineering" by Heinz Hermann Koelle, ed. McGraw-Hill"). Задача - доставка МБР на стартовую позицию. Судя по рисунку можно предположить что перевод МБР в вертикальное положение перед пуском тоже решался вертолетом (если это не неуемная фантазия художника). Предположительно проект связан с инициативой NATO: MMRBM - Mobile Medium-Range Ballistic Missile - на одной из схем полезная нагрузка весьма смахивает на ракету Thor, на картинке больше похожа на Titan I. Занятно что альтернатива вертолету - дирижабль полужесткой конструкции, который для этих целей предлагала компания Goodyear.
Любопытно отметить 11 лопастей несущего винта (на практике рекорд за Ми-26 с его 8 лопастями), и большой обтекатель прикрывающий втулку НВ. Подобное решение существенно снизит сопротивление - центральная область НВ приносит мало подъемной силы и изрядно сопротивления, и вес конструкции лопастей (что касательно втулки - вопрос остается открытым). Вместо одного рулевого винта на гигантах предусматривались два - с наклоненными в разные стороны осями. Благодаря этому возникающая вертикальная составляющая тяг могла уравновешивать вес длинной хвостовой балки и обеспечивать продольную балансировку. Эффективность такого хвостового оперения исследовалась на специально переделанном опытном S-56 и доказала полную работоспособность.
По мнению Сикорского, уровень развития науки и техники того времени позволил бы построить S-63 к середине 1960-х, a DS-103 - к началу 1970-х. Если осуществление проекта DS-103 связывалось с необходимостью решения ряда сложных проблем, в первую очередь пропусканием большой мощности через редуктор и освоением большого диаметра винта, то воплощение проекта S-63, рассчитанного под те же двигатели, что и S-64, сомнений в реальности замыслов у специалистов не вызывало. На этой машине предполагалось использовать 10-11-лопастные несущие винты и четыре двигателя.
Несмотря на высокую степень проработки проекта S-63, до постройки натурных машин дело не дошло. В начале 1960-х вооруженные силы США отказались от концепции, предусматривавшей переброску на вертолетах тяжелых грузов, танков, баллистических ракет и т. п. Следует отметить что использование индекса S-63 сомнительно, его не подтверждает ни один западный источник (в отличии от DS-103). Такой индекс использует книга В.Р. Михеева и Г.И. Катышева "Сикорский", текст с которой тиражирован на сайте "Уголок неба". Некоторые пользователи западных форумов так же приводят индекс S-63 (в одном случае точно взяв его с "Уголка неба"), но большинстве случаев изображения вертолета компоновочно подобного DS-103 но меньшей размерности подписаны как "концепты по теме HLH"
Рискну предположить что с этой компоновкой Сикорский носился чуть ли не десятилетие пытаясь воплотить ее в разных программах, которых можно выделить три - DS-103, его меньший вариант (условно S-63) и проект начала 70х в рамках программы HLH (Heavy Lift Helicopter). Концепты Сикорского по программе HLT весьма отличаются друг от друга, можно предположить некую эволюцию, началом которой был "меньший брат DS-103".
 
Расчётные характеристики DS-103

Длина: 48,15 м
Высота: 10,36 м
Ширина (по колесам шасси): 12,19 м
Диаметр несущего винта; 48,76 м
Диаметр рулевого винта: 9,14 м
Высота под полезную нагрузку: 4,26 м
Радиус действия: 185,2 км с полной загрузкой
Крейсерская скорость: 185,2 км/час
Статический потолок: 1828 м при температуре 35°С
Взлетный вес: 113850 кг
Вес пустого: 65770 кг
Топливо: 11339 кг
Полезная нагрузка: 36287 кг
Двигатели: 4хJ-52
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий