05/05/24

Проект лёгкого танка UDES 15/16 (Швеция. 1974 год).

В начале семидесятых годов прошлого века шведская оборонная промышленность получила важное задание: по заказу министерства обороны требовалось проработать различные варианты развития бронетанковой техники и, при получении соответствующих результатов, разработать полноценные проекты танков, а затем использовать их в целях перевооружению армии. Изучение путей развития танков велось в рамках программы UDES, к реализации которой были привлечены несколько государственных и частных организаций. В 1974 году в рамках этой программы начались работы по проектам UDES 15 и UDES 16, впоследствии объединенных в UDES 15/16. Проекты UDES (Underlagsgrupp Direkt Eld Stridsfordon – «Наземная боевая машина, стреляющая прямой наводкой») с номерами «15» и «16» должны были стать новым шагом в существующей программе, стартовавшей еще несколько лет назад. Напомним, первой разработкой своего семейства стал проект UDES 03, фактически являвшийся дальнейшим развитием серийного танка Strv 103. По опыту этого проекта было решено отказаться от безбашенной схемы и конструировать танки с традиционной компоновкой боевого отделения и вооружения – такой проект обозначили как UDES 14 ...
В рамках проекта UDES 14 организации-участники работ создали и представили военным большое число версий техники, имевшей как сходства, так и различия. Из представленного множества заказчик выбрал два проекта, отличавшиеся от других сравнительно высокими характеристиками и относительной простотой. Подрядчики должны были продолжать их развитие, а в дальнейшем планировалось сравнить две разработки и сделать выводы. Наиболее удачная боевая машина имела определенные шансы пойти в серию и поступить на вооружение. Общая координация работ по проекту UDES осуществлялась организацией FMV, отвечавшей за разработку и закупку разнообразной материальной части. Помимо определения требований и путей развития техники, в рамках программы UDES организация FMV занималась созданием собственных проектов. К работам по проектам UDES 14, UDES 15 и UDES 16 были привлечены компании Bofors и Hägglunds. По результатам анализа предварительного проектирования танка UDES 14 военные выбрали два предложенных проекта. Компания Bofors должна была продолжить работы по проекту UDES 14-2, а от Hägglunds требовалось развить тему UDES 14E. Во избежание путаницы проектам дали новые обозначения. Разработка «Бофорса» получила название UDES 15, а конкурирующий проект переименовали в UDES 16. Несмотря на смену названия, серьезная переработка проектов не предполагалась. Фирмы-подрядчики должны были проработать различные нюансы проектов с учетом возможного строительства опытной техники. Основные черты перспективных танков, при помощи которых они смогли победить в предыдущем «конкурсе», следовало оставлять без изменений.
Все предварительные проекты двух компаний создавались в соответствии с общим техническим заданием, из-за чего некоторые предложенные разработки имели заметное сходство. Именно по этой причине, а также в связи со спецификой взглядов заказчика, танки UDES 15 и UDES 16 были похожи друг на друга как по своей конструкции, так и по предполагаемому внешнему виду. При этом, однако, одни и те же конструкторские задачи решались разными способами, что должно было привести к присутствию массы заметных отличий. В соответствии с техническим заданием от FMV, оба танка новых типов должны были иметь боевую массу на уровне 25-27 т и удельную мощность не менее 20 л.с. на тонну, для чего требовалась дизельная силовая установка мощностью около 500-550 л.с. Боевую машину следовало оснастить противоснарядным бронированием, способным защитить ее от максимально возможного количества угроз. В качестве основного оружия рассматривалась 105-мм нарезная танковая пушка, размещенная в полноценной поворотной башне. Орудие могло сопрягаться с автоматом заряжания либо работать с участием заряжающего. Экипаж танка включал трех или четырех человек. Оба новых проекта имели подобные черты. В 1974 году в течение некоторого времени два проекта легких танков разрабатывались параллельно. Чуть позже специалисты FMV решили, что такое развитие проекта не имеет смысла. Две коммерческие компании создавали собственные версии перспективной техники, имевшие минимальное количество отличий. Как следствие, продолжение отдельной разработки двух проектов сочли нецелесообразным. Все последующие работы должны были проводиться двумя подрядчиками совместно, в рамках единого проекта. Такой вариант танка, основывающийся на двух существующих разработках, получил обозначение UDES 15/16.
Вскоре после объединения двух проектов компании Bofors и Hägglunds сформировали облик перспективного танка, получили одобрение заказчика и продолжили работу по развитию общей разработки. В связи с объединением проектов технические требования не изменялись. Заказчик по-прежнему хотел получить подвижную легкую бронемашину со сравнительно мощным вооружением. При этом, однако, поступили предложения о внедрении в проект некоторых новых идей и решений, направленных на повышение боевой эффективности. Имеющиеся сведения говорят, что в проекте UDES 15/16 должны были использоваться некоторые готовые элементы, заимствованные из предыдущих разработок. Кроме того, часть систем и устройств могла представлять собой переработку ранее спроектированных изделий, изменяемых в соответствии с новым опытом или обновленными требованиями. Наконец, некоторые элементы конструкции полностью разрабатывались заново с целью исправления выявленных недостатков или улучшения их конструкции. Как следствие, танк UDES 15/16 должен был иметь отдельные черты машин UDES 15 и UDES 16, а также некоторые собственные новые особенности. В соответствии с новым проектом, перспективный легкий танк UDES 15/16 должен был сохранять общий облик машин-предшественниц, а также использовать отработанную компоновку. Был предложен броневой корпус со сравнительно высоким уровнем защиты. Верхний лобовой лист средней толщины должен был помещаться под небольшим углом к горизонтали, что соответствующим образом увеличивало его показатели защиты. Нижняя лобовая часть корпуса собиралась из нескольких листов меньшего размера. Над вертикальной нижней частью бортов, имеющей крепления для элементов ходовой части, планировалось разместить сравнительно крупные надгусеничные ниши. Эти устройства могли получить невысокие вертикальные борта и наклонную крышу, соединенную с горизонтальным подбашенным листом корпуса. Позади последнего можно было поместить наклонный лист крыши.
Проектом предусматривалось использование компоновки, уже освоенной в рамках программы UDES. Двигатель и трансмиссия должны были находиться в передней части корпуса и обеспечивать дополнительную защиту экипажа. Позади двигателя, у левого борта, поместили отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Центральный отсек отдавался под боевое отделение. В свободных объемах кормы можно было расположить дополнительные укладки боекомплекта или иные необходимые устройства. На погоне корпуса предлагалось поместить полноценную орудийную башню характерного облика. Ее планировалось оснастить мощным лобовым бронированием, помещенным под большим углом к вертикали. Также проектом предусматривалось наличие нескольких скуловых листов, вертикальных бортов небольшой ширины и развитой кормовой ниши. Защита казенной части и противооткатных устройств пушки осуществлялась при помощи клиновидной маски, значительно выступающей перед лобовым листом. Максимальная толщина брони башни достигала 160 мм на скуловых листах. Наклонный лоб был тоньше – 125 мм. В рамках проекта рассматривалось два варианта размещения орудия. Первый был традиционным: пушка могла качаться на цапфах, тогда как связанные с ней устройства размещались стационарно. Второй вариант подразумевал применение т.н. лафетной компоновки. В таком случае казенник и автомат заряжания находились в прямоугольном броневом корпусе большого удлинения, помещенном в соответствующей полости, проходящей вдоль башни. Сзади к такому корпусу крепился бронированный ящик с механизированной боеукладкой. При такой компоновке крупный агрегат, включающий пушку, ее корпус и кормовую нишу башни, мог качаться в вертикальной плоскости. Вне зависимости от конструкции орудийной установки углы вертикальной наводки должны были изменяться в пределах от -5° до +20°. Для увеличения возможных углов снижения планировалось использовать управляемую гидравлическую подвеску.
Оба варианта размещения вооружения имели плюсы и минусы. Первый был проще, но позволял перезаряжать орудие только при заданном положении ствола. Вторая компоновка упрощала перезарядку, однако негативно сказывалась на общей сложности конструкции. По-видимому, окончательный выбор планировалось сделать позже, возможно, даже после испытаний макетных образцов боевого отделения. Главным оружием перспективного танка UDES 15/16 должна была стать нарезная пушка калибра 105 мм. Орудие должно было оснащаться дульным тормозом и средствами продувки ствола сжатым газом, применение эжектора не предполагалось. Рядом с казенной частью орудия помещался автомат заряжания. Боекомплект должен был храниться в механизированной укладке кормовой ниши башни. Снаряды помещались в два горизонтальных ряда по десять штук в каждом. Автоматика должна была самостоятельно выбирать требуемый тип снаряда и подавать его на линию досылания. В перспективе планировалось разработать новую орудийную установку с пушкой калибра 120 мм, однако проект не дошел до этой стадии. Габариты имеющейся кормовой ниши позволяли вместить боекомплект в виде 20 унитарных снарядов. На случай продолжительного боя в «едином» проекте предложили интересную систему хранения боекомплекта второй очереди. Кормовую нишу башни предлагалось сделать отсоединяемой и состоящей из двух крупных боковых агрегатов, между которыми помещался продолговатый центральный элемент с деталями автомата заряжания. На кормовом листе корпуса планировалось монтировать качающуюся стрелу с приводами и креплениями. На ней предлагалось перевозить два дополнительных короба с боекомплектом.
После израсходования готового к применению боекомплекта экипаж должен был сбрасывать пустые короба кормовой ниши и разворачивать башню в нейтральное положение. После этого кормовая стрела могла подняться и установить на башню новую нишу с укладками. Возможность перевозки четырех сбрасываемых корпусов позволяла довести общий боекомплект танка до 40 снарядов, как того требовало техническое задание. Для получения требуемой подвижности танк UDES 15/16 должен был оснащаться дизельным двигателем мощностью не менее 500 л.с. Двигатель помещался в передней части корпуса рядом с трансмиссией. Основой ходовой части были шесть опорных катков на каждом борту. Катки предлагалось оснащать индивидуальной гидравлической подвеской с возможностью регулировки давления в цилиндрах. За счет этого можно было менять характеристики подвески, а также переводить танк в требуемое положение. Так, при помощи регулируемой подвески можно было опускать носовую часть корпуса, увеличивая допустимые углы снижения пушки до -10°. Использование автомата заряжания позволяло сократить экипаж бронемашины до трех человек. В корпусе помещался механик-водитель; места командира и наводчика находились в башне. Все члены экипажа имели собственные люки в крыше корпуса и башни. Рядом с люками располагались оптические приборы. Командир, находившийся слева от орудия, имел невысокую башенку с приборами, обеспечивающими круговой обзор.
Перед строительством полноценного прототипа было решено собрать некоторое количество макетов и проверить некоторые идеи на опытной технике. Именно с целью проверки новой башни был построен прототип, известный как UDES 15/16 Tornrigg или UDES 15/16 TR. В качестве основы для этой машины взяли шасси новейшего легкого танка Ikv 91, на которое вместо штатной башни установили макет боевого отделения, разработанного в рамках нового проекта. Получившаяся бронемашина по ряду своих характеристик соответствовала проектному танку UDES 15/16, хотя и имела некоторые отличия. В частности, отсутствовала управляемая подвеска, увеличивающая сектор обстрела главного орудия. Кроме того, на предварительном прототипе не стали устанавливать кормовую стрелу и ящики дополнительного боекомплекта. Экспериментальная машина UDES 15/16 TR была выведена на испытания, в ходе которых были установлены некоторые особенности перспективной техники. Прежде всего, специалистов интересовало поведение новой башни при движении по различным местностям. Проверки опытного образца показали, что новая конструкция соответствует предъявляемым требованиям. Это позволяло продолжить работы и перейти к строительству новых изделий и опытных образцов. В том же 1974 году компании-подрядчики совместными усилиями построили первый и, как оказалось позже, последний макет перспективного танка. Конструкция из бруса, фанеры и других подобных материалов демонстрировала внешний вид перспективной машины, а также основные особенности ее конструкции. При сборке макета использовалась самая новая версия проекта UDES 15/16. С целью некоторого упрощения и ускорения сборки макета, а также в связи с отсутствием необходимости в таких изделиях, деревянный «танк» не получил полноценную ходовую часть. Вместо нее использовались фанерные короба с соответствующим рисунком на боковых стенках. Одновременно с этим макет получил нормальные люки с имитацией оптических приборов.
Деревянный макет перспективного танка предназначался для изучения специалистами армии из управления FMV. Военные ознакомились с окончательно сформированным обликом бронемашины UDES 15/16 и вынесли свое решение. В силу тех или иных причин было решено отказаться от дальнейших работ по проекту. Точные сведения о возможных причинах такого отказа отсутствуют. Возможно, военных не устроила чрезмерная сложность проекта или дороговизна готовой техники. Кроме того, серьезной проблемой нового танка могли считаться неоднозначные характеристики. При достаточно высокой подвижности машина отличалась не слишком мощным бронированием, что негативным образом могло сказаться на ее живучести в боевых условиях. Проект UDES 15/16 был закрыт в пользу других разработок аналогичного назначения. В то время шведская промышленность, выполняя заказы FMV, разрабатывала все новые и новые проекты перспективной бронетехники. Часть таких разработок доходила до стадии строительства макетов или прототипов, тогда как другие так и оставались только на бумаге, хотя и способствовали появлению новых проектов. Перспективный танк UDES 15/16 не строился и не испытывался, однако оказал некоторое влияние на последующие работы. В том же 1974 году началось создание нескольких других машин аналогичного назначения, в которых планировалось использовать определенные наработки по закрытому «промежуточному» проекту.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий