22/06/24

Опытная железнодорожная артиллерийская установка ТГ-1 (СССР. 1938 - 1941 год).

В связи с необходимостью иметь на вооружении сухопутных подразделений Красной Армии артиллерийских систем большой мощности в конце 1930-х годов было выдано тактико-техническое задание на разработку новых железнодорожных установок, получивших наименование ТП-1 (с 356-мм пушкой) и ТГ-1 (с 500-мм гаубицей). Как показал опыт боевых действий на Западном фронте в годы первой мировой войны, именно такие установки являлись наиболее эффективным оружием для уничтожения вражеских укреплений с многометровыми железобетонными перекрытиями. Однако о калибре орудия для такой установки вначале не было единого мнения. В связи с этим специалисты Артиллерийского научно-исследовательского института в 1937 г. провели тщательный анализ вариантов железнодорожных артиллерийских установок с гаубицами калибра 450. 475 и 500 мм ...
От калибра 475 мм в итоге отказались. Осталось два варианта — 450 и 500 мм. И хотя считалось, что наилучшими баллистическими характеристиками будет обладать 450-мм гаубица, более универсальной была признана пушка калибра 500 мм. Такое мнение подкреплялось тем, что действие по бетону у всех гаубиц предполагалось одинаковое, но действие по грунту должно было быть лучше у 500-мм гаубицы. В результате ей и отдали предпочтение. Проектирование гаубицы вело ОКБ-172, оно же было и разработчиком железнодорожной артиллерийской установки в целом. К работам по созданию установки ТГ-1 были привлечены также организации и предприятия, задействованные в проектировании и постройке 356-мм установки ТП-1. Установка ТГ-1 была вооружена 500-мм гаубицей с длиной ствола 27,7 калибра (13,85 м) и в отличие от ТП-1 предназначалась для действий исключительно на сухопутном фронте для уничтожения особо важных объектов и бетонных укреплений долговременного типа. В соответствии с планами Главного артиллерийского управления Новокраматорский механический завод, на котором производился весь монтаж системы, должен был к концу 1942 г. изготовить 16 установок ТГ-1, предназначенных для вооружения артиллерийских батарей особой мощности резерва Главного командования. Батареи установок ТГ-1 должны были иметь такую же организационную структуру, что и батареи ТП-1: три артиллерийских транспортера; три вагона-силовые станции (по одной на орудие); шесть вагонов-погребов (по два на орудие) с 24 выстрелами в каждом вагоне; один вагон-батарейный пост, один вагон-центральный пост. Предполагалось также иметь подвижную базу с двумя запасными вагонами-погребами на орудие и средствами для восстановления разрушенного участка железнодорожного пути длиной до 40 м. Как и в случае установок ТП-1, работа по установкам ТГ-1 велась с некоторым отставанием от графика и в результате сроки оказались сорванными. К началу Великой Отечественной войны были готовы лишь одна качающаяся часть ТГ-1 и один универсальный транспортер ТПГ. Такой транспортер имел сильно упрощенную конструкцию и предназначался только для испытаний орудий.
Заводские испытания установки ТГ-1 на транспортере ТПГ были проведены на Новокраматорском заводе в конце 1940 г. Полигонные испытания планировалось провести летом 1941 г. на полигоне под Ленинградом. Однако нападение Германии на СССР прервало работу как над установкой ТП-1, так и над ТГ-1, которые так и не были приняты на вооружение. С началом войны все работы по установке ТГ-1 вообще прекратили. Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 года параллельно с разработкой установки ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с длиной ствола 27,7 калибра (13,85 м). Установка предназначалась для действий исключительно на сухопутном фронте для уничтожения особо важных объектов и бетонных укреплений долговременного типа. Весящий 85,1 т ствол установки был снабжен быстросменным лейнером (внутренней тонкостенной трубой с винтовыми нарезами) с двухтактным поршневым затвором. Скорострельность установки составляла 1 выстрел в две минуты. Стрельба могла вестись снарядами двух типов: бетонобойным, весом 2050 кг (вес взрывчатого вещества 205 кг), и фугасным, весом 1470 кг (вес взрывчатого вещества 276 кг). При угле падения 70° бетонобойный снаряд был способен пробить бетонное перекрытие толщиной 4,4 м. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 19,5 км. В качестве ходовой части установки использовался 16-осный железнодорожный транспортер, унифицированный с транспортером установки ТП-1. Транспортер обеспечивал переброску весящей 353,3 т установки по всем нормальным железнодорожным путям СССР со скоростью до 50 км/ч. Длина транспортера между буферами составляла 33,9 м. Смонтированные на нем подъемные механизмы позволяли придавать стволу гаубицы углы возвышения от +15° до +70°. Угол горизонтальной наводки составлял всего +3°, так что для обеспечения большего угла горизонтальной наводки предусматривалось в каждом отдельном случае строить специальные закругленные железнодорожные полосы (усы), передвигаясь по которым транспортер мог менять угол обстрела.
Из походного положения в боевое и обратно установка переводилась за 3 часа. По своим конструктивным решениям и боевым характеристикам установка ТГ-1 была первоклассным орудием. На вооружение артиллерии РГК Красной Армии планировалось принять к концу 1942 года 16 таких установок, однако к концу войны была изготовлена только одна установка ТГ-1 на упрощенном транспортере, предназначенном для проведения испытаний. Установка прошла заводские испытания на Новокраматорском механическом заводе, однако в связи с началом войны работы над ней были прекращены.
 
Технические данные 500-мм железнодорожной установки ТГ-1 :

Калибр - 500 мм
Начальная скорость снаряда - 490-580 м/с
Наибольший угол возвышения - +70°
Угол горизонтального обстрела - 6°
Вес в боевом положении - 353300 кг
Скорострельность - 1 выстр. / 2 мин.
Наибольшая дальность стрельбы:
фугасным снарядом - 25,0 км
бетонобойным снарядом - 19,5 км
Вес бетонобойного снаряда - 2050 кг
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий