Универсальные десантные корабли проекта 11780 это нереализованный проект советского универсального десантного корабля (УДК) 1-го ранга. Разрабатывался Невским ПКБ в течение 1980-х годов как уменьшенный аналог американского УДК типа «Тарава», за что получил неофициальное прозвище «Иван Тарава» ...
БДК проекта 1174 имели много недостатков, поэтому по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова была начата разработка полноценного универсального десантного корабля, разработка которого велась все 1980-е годы. Облик и назначение корабля менялись в процессе разработки. Первоначально назначением корабля были только десантные операции. УДК должен был иметь сплошную палубу, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Генштаб предложил превратить корабли проекта 11780 в универсальные авианесущие корабли, оснастив их носовым трамплином и обеспечив базирование и других самолетов.
Универсальный десантный корабль проекта 11780 имели водоизмещение около 25000 т. При водоизмещении около 25 тысяч тонн, советский корабль должен был нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), до 30 летательных аппаратов и, разумеется, десантные корабли на воздушной подушке – от 2 до 4 в зависимости от размеров, либо большее количество меньших по размерам десантных катеров.
Данный проект выгодно отличался от своих западных «одноклассников». Советские конструкторы изначально заложили в проект мощную энергетическую установку, позволяющую развивать ход до 30 уз, и более мощное вооружение, включая ЗРК средней дальности и артиллерийскую установку АК-130, что значительно повышало живучесть корабля и его возможности по поддержке десанта. Следует также отметить, что высокая скорость позволяла использовать корабль проекта 11780 в качестве противолодочного. При небольшой переделке проекта с монтажом трамплинной палубы эти УДК могли бы нести шесть – восемь истребителей «МиГ-29К», обеспечивающих ПВО соединения.
В проекте были предусмотрены следующие варианты энергетической установки :
1) Котлотурбинная энергетическая установка, состоящая из двух ГТЗА-74 мощностью по 50000 л.с.; четырех главных котлов тина КНГ-4; паротурбогенераторов типа АК-1,5; дизель-генераторов типа 7-9ДГ (ДГР2А 1600/750); вспомогательных котлов типа КВВА-12/28. Скорость – около 30 уз.
2) Газотурбинная энергетическая установка, состоящая из двух ГГТА М-36 мощностью по 45000 л.с. В состав одного ГГТА входят два всережимных реверсивных газотурбинных двигателя ДТ59 и нереверсивный редуктор РГ54 со звукоизолирующей муфтой. Дизель-генераторы типа 7-9ДГ; вспомогательные котлы типа КАВ.В 16/7. Скорость – около 23 уз.
Предполагалась постройка двух кораблей — «Херсон» и «Кременчуг». Корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться только на Черноморском ССЗ, поэтому началась «борьба за стапель». В это время на стапелях ЧСЗ должна была начаться постройка авианосцев проекта 1143.5. Генеральный штаб, придавая большое значение постройке УДК, предлагал строить их вместо авианосцев.
1) Котлотурбинная энергетическая установка, состоящая из двух ГТЗА-74 мощностью по 50000 л.с.; четырех главных котлов тина КНГ-4; паротурбогенераторов типа АК-1,5; дизель-генераторов типа 7-9ДГ (ДГР2А 1600/750); вспомогательных котлов типа КВВА-12/28. Скорость – около 30 уз.
2) Газотурбинная энергетическая установка, состоящая из двух ГГТА М-36 мощностью по 45000 л.с. В состав одного ГГТА входят два всережимных реверсивных газотурбинных двигателя ДТ59 и нереверсивный редуктор РГ54 со звукоизолирующей муфтой. Дизель-генераторы типа 7-9ДГ; вспомогательные котлы типа КАВ.В 16/7. Скорость – около 23 уз.
Предполагалась постройка двух кораблей — «Херсон» и «Кременчуг». Корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться только на Черноморском ССЗ, поэтому началась «борьба за стапель». В это время на стапелях ЧСЗ должна была начаться постройка авианосцев проекта 1143.5. Генеральный штаб, придавая большое значение постройке УДК, предлагал строить их вместо авианосцев.
Этому уже воспротивился Главком ВМФ. Понимая что строительство УДК, из-за отсутствия потребных судостроительных мощностей, скорее всего приведет к отказу от строительства авианосцев проекта 1143.5, пошли на хитрость. По указанию Главкома в носу, прямо на полетной палубе, была размещена АУ АК-130, а НИИ ВМФ получило задание «научно» обосновать наличие такого вооружения и его месторасположение. В результате Генштаб охладел к проекту, а строительство было отложено.
По требованию Министра обороны СССР маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова в задачи проекта 11780 было добавлено в мирное время слежение за подводными лодками противника в океанской зоне. В конечном счёте все эти изменения привели к тому, что корабли проекта 11780 так и не были заложены.
В противолодочном варианте корабль должен был нести 25 вертолетов Ка-27. В десантном варианте — 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В доковой камере — 4 десантных катера проекта 1176 или 2 десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.
Расчётные ТТХ : стандартное водоизмещение – 25000 тонн,
полное водоизмещение – 30000 тонн, длина – 196 м (180 м по КВЛ), ширина –
35 м (25 м по КВЛ), осадка – 8 м, мощность ГЭУ – 180000 л.с., скорость
полного хода – 30 узлов, дальность плавания – 8000 миль при скорость 18
узлов, десант – до 1000 человек, вооружение : 1 двухорудийная 130-мм
артустановка АК-130, 2 батареи 6х8 ПУ ЗРК «Кинжал» , 2-4 ЗРАК «Кортик» ,
авиация : десантный вариант – 12 Ка-29, противолодочный вариант – 25
Ка-27, десантовместимость : до 70 единиц техники или 40 танков и 15 БТР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий