22 марта 1944 года техник-лейтенант Б.К. Григоренко отправил в Совнарком СССР описание новой конструкции ходовой части для автомашин, тракторов, танков и амфибий. Изобретение не требовало ни колёс, ни гусеничных лент. Подчёркивалось, что новая ходовая позволит передвигаться по топким почвам болот, пескам, снегу, а при некоторых условиях и по воде ...
Григоренко начал работы над проектом в январе 1943 года. К моменту отправки письма он проработал на автотранспорте 18 лет, воевал с первого дня войны сначала как танкоремонтник, затем как помпотех автотранспортного подразделения в кавалерийском корпусе. За полтора года войны фронтовик немало видел труднопроходимых дорог и имел хорошее представление о том, что предлагал. Ходовая состояла из «ведущего и ведомого червяка». Изобретение техника-лейтенанта Григоренко опередило своё время : работоспособные шнеко-роторные машины были построены позднее.
P.S. Первый
шнекоход изобретён в 1868 году Якобом Моратом. В России появление
шнекохода относят к 1900 году, когда русскому изобретателю Ф. Дергинту
был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком.
Шнекороторные вездеходы изобрели во второй половине XIX века. Тогда
был зарегистрирован ряд патентов на транспортные средства, движителем
для которых служил архимедов винт. Но по ряду причин шнекоходы так и не
получили должного распространения. Почему?
Принцип движения шнекороторного вездехода прост. Машина оборудована
двумя или более соосными с направлением движения роторами - винтами
Архимеда. При вращении они отталкиваются от кашеобразной или жидкой
субстанции, по которой движется вездеход, и продвигают его вперед. Там,
где вязнет болотоход «Трэкол» с огромными бескамерными шинами, где из-за
неровностей рельефа не может пройти судно на воздушной подушке,
шнекоход будет медленно, но верно продираться вперед. Для спасательных
операций в условиях, например, северных болот, он может стать
незаменимым помощником. Кроме того, полые роторы-шнеки могут служить
поплавками, превращая вездеход в амфибию. Где же недостатки? Они налицо.
И самый основной — это полная неспособность шнекохода передвигаться по
хотя бы чуть-чуть твердой поверхности. Как только шнек «чувствует»
землю, машину начинает сносить в сторону и трясти. Вроде бы этого
нетрудно избежать, сделав поворотной кабину вездехода. Пусть на шнеках
он идет по оси X, а по дороге катится по оси Y. Но, увы, так сделать
нельзя, потому что от качения шнеки будут попросту разрушаться, теряя
присущие им свойства архимедова винта. А если сделать их сверхпрочными,
шнекоход будет дробить асфальт или другое покрытие. Есть и еще один
недостаток : крайне низкая скорость движения при высоких энергетических
затратах. Именно невозможность существования шнекохода в качестве
самостоятельной транспортной единицы и не позволило подобным вездеходам
получить должное распространение. В том крайне узком сегменте, где без
них не обойтись, делают просто : привозят шнекоход в кузове другой машины
и спускают его на воду или грязь. Узость сегмента делает экономически
невыгодным производство шнекоходов.
P.P.S.
Шнекоход Казмера (1966). Для повышения и без того прекрасной проходимости шнекохода Казимир Казмер придумал невероятное : странная машина Казмера имела 4 независимых шнека, расположенных под углами 90 градусов, под машиной получался крест или квадрат из шнеков. Полз шнекоход медленно, зато не боялся твердой почвы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий