20/06/24

Ядерная боевая часть ЕТ.317 + комплекс «Chevaline» (Великобритания).

ET.317 была термоядерной боевой частью британского королевского флота, разработанной для британской версии ракеты UGM-27 Polaris. На американских ракетах Polaris A-3T была установлена боевая часть W58. Британия никогда не использовала W58, поскольку британские органы безопасности считали ее небезопасной в определённых отношениях ...
Вместо этого они сделали гибрид второй ступени американской термоядерной БЧ W59 с новой британской первой ступенью, основанной на устройстве с усиленным делением Cleo, которое было испытано в Неваде как PAMPAS и TENDRAC. Варианты этой базовой конструкции были предназначены для нескольких других систем доставки, включая бомбы WE.177, британскую аэробаллистическую ракету Skybolt тактическую ракету Blue Water.
Документы, рассекреченные в 2012 году, раскрывают, что ET.317 была боеголовкой, в которой использовались процессы деления-слияния-деления, где устройство с усиленным делением, кодовое название Jennie, инициировало вторую ступень с кодовым названием Reggie, которая, в свою очередь, была заключена в оболочку из обедненного урана U-238. В условиях термоядерного синтеза высвобождаются огромные количества свободных нейтронов, которые вызывают деление инертного в обычных условиях U-238. В итоге получается более легкое, более дешевое, но более грязное оружие, по сравнению с использованием только процесса синтеза. Деление уранового корпуса может обеспечить значительную долю общей мощности оружия, а по сравнению с другими расщепляющимися материалами U-238 является дешевым и недефицитным, так как является отходом производства ВОУ. Jennie была основана на устройстве Cleo, протестированном в испытаниях PAMPAS и TENDRAC. Reggie была основана на второй ступени американской БЧ W59.
Хотя физические размеры ET.317 не рассекречены, размеры головной части Mk.2 известны. Они говорят, что отсек боеголовки имеет наружный диаметр 271 мм. Учитывая корпус из магниевого сплава и фенольное абляционное покрытие, а также теплоизоляцию, диаметр ET.317 не мог быть больше, чем 9 дюймов (230 мм). Это гораздо меньше, чем 16,3 дюйма, ранее заявленные для W59.
Мощность ET.317 в официальных документах во многих случаях указывалась на уровне 200 кт. Когда она была снята с вооружения, вторые ступени Reggie были переработаны и повторно использованы у его преемника, боеголовки Chevaline, с который также использовался новый триггер с усиленным делению, кодовое имя Harriet. Сообщалось, что он дает мощность 225 кт, хотя официальных источников для этого утверждения пока нет. Поскольку боеголовки Chevaline устанавливали по две на одну ракету, а не по три, как ET.317, излишние боеголовки были демонтированы, некоторые вторые ступени Reggie с них были переработаны и установлены в качестве второй ступени в авиационных тактических ядерных бомбах WE.177C.
 
 
Комплекс  «Chevaline»
 
Британский флот твердо придерживался принципа вооружения ракет (пусть даже ракет американского производства) отечественными боеголовками. Увеличение числа боеголовок в залпе потребовало бы производства сотен новых боевых блоков, на что не было достаточных средств. Поэтому в качестве решения проблемы была избрана программа оснащения существующих ракет «Polaris» A3 системами преодоления противоракетной обороны противника. 
 
Решение о оснащении ракет «Поларис» А3 системами преодоления ПРО было принято в 1973 году. Первоначально работы велись под обозначением «Super Antelope», но затем название было изменено. Название «Chevaline» было принято по результатам телефонного звонка из Министерства Обороны в Лондонский Зоопарк, во время которого работников зоопарка попросили назвать «животное, вроде очень большой антилопы». По неизвестной причине, работник зоопарка дал французское название для лошадиной (или чалой) антилопы. Полномасштабные работы по проекту были инициированы в 1975 году. В работе над программой участвовало значительное количество британских и американских корпораций, работавших над различными компонентами. Ряд опытных работ был проведён на территории США, включая два ядерных испытания: «Fallon» в 1974 и «Banon» в 1976. Целью этих подземных взрывов было изучить влияние близкого подрыва ядерной противоракеты на работоспособность входящей в атмосферу боевой части «Полариса». На основании опытов, были предприняты меры по усилению защиты боеголовки от проникающей радиации. Ещё четыре детонации были проведены для отработки концепции новой боеголовки. Летные испытания модифицированных ракет начались в 1977 году на полигоне Канаверал, и продолжались до 1980 года. Всего было проведено 11 пусков.
Схема размещения комплекса «Chevaline» внутри головного обтекателя ракеты (слева) и развертывание комплекса после сброса головного обтекателя (справа). Левая боеголовка состыкована с носителем средств преодоления 

На ракетах «Поларис» А3, оснащённых системой «Chevaline», количество боевых блоков уменьшалось с 3-х до 2-х. Освободившееся пространство использовалось для размещения «носителя средств преодоления» (англ. penetration aid carrier), НСП. Для экономии места, НСП был выполнен «охватывающим» одну из двух оставшихся боеголовок.

Применение комплекса «Chevaline» выглядело следующим образом :

- Вторая ступень «Поларис» А3 выводила головную часть ракеты на траекторию полёта к цели.
- Головной конус-обтекатель отделялся и уводился в сторону при помощи ракетного двигателя, установленного под его вершиной.
- Куполообразный тепловой экран, служивший для защиты боеголовок и НСП от избыточного тепла, отделялся и уводился в сторону. После этого, пружинный механизм раздвигал плотно прижатые друг к другу боеголовки для их безопасного отделения.
- Обе боеголовки — первая, «свободная», и вторая, соединённая с НСП — отделялись от второй ступени при помощи собственных ракетных двигателей. Продолжающий работать двигатель второй ступени уводил её вперед по траектории: таким образом, вторая ступень играла роль дополнительной ложной цели.
- Вторая боеголовка отделялась от НСП и продолжала полёт по траектории.
- НСП, используя собственные жидкостные ракетные двигатели, двигался по спирали вокруг траектории полёта боеголовок, последовательно отделяя 27 ложных целей и размещая их вокруг настоящих боеголовок. Таким образом, НСП формировал 300-километровой длины «коридор» из ложных целей и дипольных отражателей, внутри которого находились настоящие боеголовки. Сам корпус НСП, после отстрела ложных целей, также служил дополнительной ложной целью.

Таким образом, одна ракета типа «Поларис» несла три десятка потенциальных целей, для введения в заблуждение системы противоракетной обороны противника. Полный залп из шестнадцати «Поларисов» (при условии что все ракеты стартовали бы успешно) позволял одной подводной лодке класса «Резолюшен» развернуть в космическом пространстве 551 цель, включая 32 настоящие боеголовки, что практически гарантировало преодоление любой мыслимой системы противоракетной обороны. В качестве боевых блоков, система использовала британские ET.317. Боеголовка была трёхступенчатой : атомный триггер «Дженни» обеспечивал поджиг термоядерной реакции в заряде «Регги», помещённом в оболочку из урана-238. Тротиловый эквивалент заряда составлял порядка 225 килотонн. Атомные заряды размещались в модифицированных теплозащитных оболочках, обеспечивающих вход в плотные слои атмосферы. Абляционное покрытие было выполнено из трёхмерного кварцевого фенолика, что обеспечивало эффективное поглощение нейтронов и повышало устойчивость боеголовок к излучению при близких взрывах атомных противоракет. Кроме того, покрытие уменьшало ЭПР боеголовки, что затрудняло работу радаров ПРО неприятеля. Модифицированные ракеты A3T, оснащённые системой проникновения «Chevaline», развертывались на британских атомных ракетоносцах с 1982 по 1996 год. Они гарантировали британским силам стратегического ядерного сдерживания возможность нанесения ответного удара даже одной подводной лодкой типа «Резолюшен» по любым объектам на территории Советского Союза, невзирая на возможное противодействие. Оборотной стороной стало увеличение забрасываемого веса, что привело к уменьшению радиуса действия ракет с 4600 до 3610 километров. Это означало, что, чтобы держать под прицелом европейскую часть Советского Союза, субмарины с ракетами «Поларис» А3Т, оснащёнными системой «Chevaline» должны были патрулировать ближе к советской территории.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий