1) 203-мм гаубица М-40 — советская опытная буксируемая гаубица корпусной артиллерии. Буксируемая гаубица была создана в специальном конструкторском бюро Пермского машиностроительного завода имени Ленина. В второй половине 1930-х годов руководство Красной Армии пришло к выводу о необходимости наличия 203-мм гаубицы в корпусном звене. Существовавшие на тот момент 203-мм гаубицы Б-4 были дороги в производстве и обладали недостаточной мобильностью, а 203-мм гаубицы Е-16 (создана в КБ завода «Красный путиловец» на базе 203-мм гаубицы образца 1913 года) имели устаревшую конструкцию и обладали рядом конструктивных недостатков ...
19 февраля 1938 года ГАУ разослало на Завод № 172 и Уральский завод тяжёлого машиностроения тактико-технические требования на новую 203-мм корпусную гаубицу. Конструкторском бюро машиностроения Завода № 172 проект получил обозначение М-40, в особом конструкторском бюро — БЛ-39, а на УЗТМ — У-3. Работы по гаубице М-40 велись под руководством инженера-конструктора Ширяева. 16 июня 1938 года технический проект гаубицы М-40 был выслан Москву. После рассмотрения в октябре 1938 года проект был утверждён и начал этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытного образца.
К 1 ноября 1939 года представителям заказчика был сдан первый опытный образец, после чего он был отправлен на полигонные испытания на Гороховецкий артиллерийский полигон. К 17 июня 1940 года были закончены испытания, по результатам которых выявились существенные конструктивные недостатки гаубицы М-40: невозможность стрельбы с грунта без деревянной платформы под колёса, неудовлетворительная кучность при стрельбе на углах возвышения выше +70°. Выявленные недостатки планировалось исправить с помощью изготовления новой трубы с более пологой нарезкой ствола. По приказу Г. И. Кулика от 28 ноября 1940 года, для гаубиц М-40 и У-3 должны были быть изготовлены три ствола с различной крутизной нарезки (25, 30 и 35 клб.). Опытным путём должна была быть установлена оптимальная нарезка ствола. С началом Великой отечественной войны все работы по доработке гаубица М-40 были остановлены, а сама гаубица на вооружение принята не была.
203-мм гаубица М-40 имела свободный ствол с кожухом и казёнником. На кожухе размещался казённик с поршневым затвором, заимствованным от 152-мм пушки Бр-2. Для уравновешивания качающейся части орудия, гаубица М-40 была оборудована уравновешивающим механизмом пружинного типа с двумя уравновешивающими колонками. При углах вертикального наведения 0..12° откат орудия составлял 1450 мм, при более высоких углах наведения длина отката уменьшалась до 935 мм. Механизмы наведения секторного типа. Заряжание гаубицы производилось при помощи крана с лебёдкой. На марше к орудию цеплялся двухколёсный орудийный передок, заимствованный от 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.
Заряжание гаубицы М-40 было картузным, стрельба велась всеми типами боеприпасов от 203-мм гаубицы Б-4.
2) « … некоторые проблемы, исключавшие принятие орудия на вооружение : укороченный ствол с сохранением крутизны нарезки в 20 калибров (от Б-4) снаряды явно перекручивал, поэтому при стрельбе с максимальными углами возвышения получалось не очень. Пишут про чрезвычайно высокое боковое отклонение. И отдача хотя уменьшенная, но ведь и площадь контакта колес с грунтом куда как меньше, чем у гусеничного хода Б-4. Лафет-то выдерживал, не выдерживала земля, проваливалась под колесами. Так что стрельбе с грунта с большими углами возвышения надо было подкладывать под колеса деревянные щиты (тоже недолговечные). В принципе, направления работы были понятны : уже заказали стволы с различной крутизной нарезов, в 25, 30 и 35 калибров, чтобы определить оптимальный шаг, с колесами тоже можно было придумать что-то, по типу конкурента уралмашевской У-3 хотя бы . но все это тянулось, с труднопредставимой медлительностью. Между отчетом по неудачным испытаниям и заказом новых стволов, к примеру, прошло три месяца. И наступило лето 1941 года. И стало не до подвижности тяжелой артиллерии. И провоевали с БР-4 всю войну».
Комментариев нет:
Отправить комментарий