01/06/24

Проект летающей лодки ЛЛ-600 (СССР. 1963 - 1966 год).

1) Проект тяжелой летающей лодки ЛЛ-600 разработан в ОКБ ТМЗ под руководством Г.М.Бериева в первой половине 1960-х годов применительно к вариантам самолета-бомбардировщика и пассажирского самолета на 2000 мест. Для увеличения дальности действия гидросамолетов-бомбардировщиков, как и для увеличения эффективности использования противолодочной авиации (гидросамолетов и самолетов-амфибий) в океанской зоне, предлагалось организовать заправку самолетов в море от подводных лодок-танкеров или специальных контейнеров ...
Организация заправочных пунктов на основе скрытно доставляемых подводными лодками связок контейнеров с топливом позволила бы осуществлять попутную дозаправку самолетов при полете к цели в пределах тактического радиуса действия. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. После выхода в 1966 году Постановления Правительства №246-86 был предложен ряд противолодочных комплексов, в том числе летающие лодки ЛЛ-400 и ЛЛ-600. Работы по самолету ЛЛ-600 были свернуты после успешных испытаний советских межконтинентальных баллистических ракет.
Время разработки : 1963 – 1966 год, назначение : бомбардировщик-летающая лодка, максимальный взлётный вес – 1000 т, силовая установка – 8 ТРД, скорость – 900 км/ч.
 
 
2) Проект разработан в первой половине 1960-х годов в варианте стратегического бомбардировщика с возможной трансформацией в грузопассажирский, на 2000 мест. Для увеличения дальности предусматривалась дозаправка от подводных лодок-танкеров или буксируемых контейнеров с топливом.
Это была летающая лодка с треугольным крылом, где размещались восемь турбореактивных двигателей. Взлетная масса — 1000 т, скорость до 900 км/ч. Эскизное проектирование проводилось вплоть до того момента, когда по инициативе военно-политического руководства страны была сделана ставка на стратегические ракеты.
 
 
3) Реактивные гидросамолеты можно успешно использовать в рамках военных операций, однако оставалось решить одну задачу : как сделать так, чтобы бомбардировщик мог пролететь через весь океан выполнить задачу и вернуться? И ответ был найден – заправлять самолеты. Только делалось это специфическим образом, и именно для этого был построен ЛЛ 600. Данный летательный аппарат является гигантской тяжелой летающей лодкой. Гидросамолет построен по принципу бесхвостки с треугольной формой крыла. Проект ЛЛ-600 был разработан под руководством Г.М. Бериева в ОКБ ТМЗ (ОКБ Бериева), а эскизный проект появился уже в 1966 году.
Характеристики гидробомбардировщика поражали воображение. Да они и сейчас заставляют о многом задуматься. Взлетная масса самолета составляла 1 000 000 килограмм. В воздух машину поднимали восемь турбореактивных двигателей «ТРД НК». Такая мощь позволяла развивать скорость в 900 километров в час. Отличительной особенностью этой машины являлось то, что она могла скрытно заправляться прямо в море. То есть не в воздухе, как это делали М-4, Ту-16 и Ту-95, а при помощи субмарин-танкеров или специализированных контейнеров. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов, гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. Таким образом, весь океан или море становилось огромным аэродромом. Военные предполагали, что ЛЛ-600 будет использоваться для усиления морской и противолодочной авиации. Гениальность ЛЛ-600 заключается не только в том, что он может подниматься с воды с огромной массой, но и то, что самолет при своем весе сохранял плавучесть, непотопляемость и остойчивость. 
 
Проект гидробомбардировщика не ограничивался применением лишь на море. Были и другие вариации. 
 
«ЛЛ-600 - это не только летающая лодка-бомбардировщик, он еще разрабатывался как торпедоносец. Он мог бороться как с подводными лодками, так и с кораблями противника в надводном положении. Известно, что в арсенале летательного аппарата имелись глубинные бомбы. Также гидросамолет имел и стандартное для своего времени вооружение, включая пушечное». ЛЛ-600 также мог бы использовать ядерные глубинные бомбы. Несмотря на успех проекта, его пришлось закрыть, так как в СССР успешно испытали баллистические ракеты. Новое оружие исключало риски по доставке к зоне конфликта самолета, который ко всему прочему, еще и нужно дозаправлять в море.
 
 
4) Проект океанской летающей лодки ЛЛ-600 разрабатывался с начала 1963 г. в нескольких вариантах: транспортном и пассажирском, а так же как дальний противолодочный и поисково-спасательный самолет. В основу гигантской ЛЛ-600 (Летающая лодка - взлетным весом 600 тонн) была положена новая перспективная концепция развития гидросамолетов, позволяющая создать машину с отличными летными качествами и высокой мореходностью. Конструкторы ОКБ-49 пришли к выводу, что если для сухопутных самолетов предельный взлетный вес составляет около 250-300 тонн, то перспективы развития гидроавиации - в очень больших взлетных весах и больших скоростях. Только в этих условиях гидросамолеты смогут в полном объеме проявить свои положительные качества.
Вот как сам Г.М. Бериев представлял себе перспективный сверхтяжелый гидросамолет: «Он обязательно должен иметь крыло небольшого удлинения. Лишь в этом случае можно обеспечить большую весовую отдачу, иначе говоря, сделать достаточно малым отношение веса топлива к коммерческой нагрузке и взлетному весу. Такое крыло разумно делать на машинах, летающих с околозвуковой или сверхзвуковой скоростью, иначе нельзя достигнуть высокого аэродинамического качества. Следовательно, воздушный лайнер-гигант непременно будет высокоскоростной машиной. На летающем лайнере установят мощные турбореактивные двигатели, наиболее экономичные при больших скоростях. Гидросамолет-гигант будет очень надежной машиной. Прежде всего, потому, что у него будет много двигателей. Огромные объемы помещений позволяют оснастить самолет самым современным оборудованием и продублировать все его жизненно важные системы. Увеличение веса от дублирования аппаратуры практически останется незамеченным. Наконец, полет лайнера над водой значительно безопаснее рейса сухопутного самолета. Ведь летающий лайнер в любой момент может совершить посадку - под ним безбрежный гидродром».
В перспективе ЛЛ-600 могла бы получить и ядерную силовую установку. В этом случае продолжительность и дальность полета летающей лодки ограничивалась бы только выносливостью её экипажа. Развития данный проект не получил, но накопленный задел послужил основой для разработки целого ряда проектов тяжелых летающих лодок различного назначения. Летающая лодка, выполненная по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом типа «чайка» в средней части лодки. Вертикальное оперение - стреловидное. Летающая лодка имеет две герметичные кабины. Носовую - для пяти членов экипажа и 10-12 сопровождающих грузы и грузовой отсек размерами 28x3,5x3 м. Погрузка и выгрузка через люк в кормовой части лодки. Силовая установка должна была состоять из восьми ТРД НК-6 тягой по 22000 кг, расположенных на верхней поверхности крыла. Все топливо размещалось в баках-отсеках крыла.
 
Технические характеристики летающей лодки ЛЛ-600

Длина, м 82,6
Высота, м 25
Размах крыла, м 76
Площадь крыла, 1445
Максимальная взлётная масса, кг 600000
Максимальная полезная нагрузка, кг 300000
Силовая установка: 8хТРД НК-6
Тяга, кгс 8х22000
Посадочная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практический потолок, м 17000
Длина разбега, м 3500
Дальность полета с максимальным запасом топлива, км 13900
Дальность полета с максимальной нагрузкой, км 2000
Экипаж, чел. 12

 
 
P.S.  (Последний источник, кстати единственный, где даются подробные расчётные ТТХ, указывается конкретный тип и тяга ТРД, а также не говорится об огромном взлётном весе в 1000 т , хотя и 600 это тоже зело много).

Комментариев нет:

Отправить комментарий