26/06/24

Опытные танки PT-16 и PT-17 (Польша - Украина. 2016 - 2017 год).

1) Польская оборонная компания OBRUM представила новейший основной боевой танк PT-16, который разработан на базе танка PT–91 Twardy. Отмечается, что польская компания разработала новейший боевой танк предназначенный для экспортных продаж и замены устаревших танков типа Т-72 в различных странах мира. По своим техническим характеристикам новый танк PT-16 имеет много общего с украинским основным боевым танком «Оплот» ...
27 августа 2016 года польский телеканал TVР1 показал передачу, посвященную новинкам вооружения и военной техники, которые польское военно-промышленное объединение Polska Grupa Zbrojeniowa SA (PGZ) планирует представить на открывающейся 6 сентября в Кельце оборонной выставке MSPO-2016. В том числе были продемонстрированы кадры с построенным на предприятии Zakłady Mechaniczne Bumar-Łabędy S.A и разработанным проектным бюро OBRUM прототипом-демонстратором танка РТ-16, представляющего собой новый вариант глубокой модернизации производившихся ранее в Польше на Bumar-Łabędy по советской лицензии танков Т-72М и их модернизированных вариантов РТ-91. Танки РТ-16, как можно судить, могут быть как пакетом модернизации танков Т-72/РТ-91, так и машинами нового производства. РТ-16 вместо 125-мм танковой пушки советского образца оснащен 120-мм гладкоствольной танковой пушкой разработки завода Huta Stalowa Wola SA, способной применять все стандартные боеприпасы НАТО этого калибра типа DM63 APFSDS и DM11 HE производства компании Rheinmetall (включая используемые на польских танках Leopard 2). 
 
 
Пушка оснащена автоматом заряжания польской разработки в башенной нише. Бронирование корпуса и башни усилено композитными бронепанелями польской разработки, в результате чего экивалент защиты передней части башни заявлен в 1000 мм стальной брони (как у танка Leopard 2A5). Установлены новая система управления огнем, полностью электрические приводы башни и орудия с цифровым управлением. На башне устанавливается дистанционно управляемая турель ZSDU Kobuz с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом. В передаче было сообщено, что РТ-16 оснащен дизельным двигателем мощностью в 1000 л.с. сербского производства (видимо, В-46-ТК, устанавливавшийся на югославские танки М-84). Сообщается, что проект РТ-16 был разработан (включая постройку демонстратора) всего за шесть месяцев по инициативе и за счет PGZ.
Хотя министерство национальной обороны Польши ранее заявляло об отказе от планов модернизации состоящих на вооружении Войска Польского танков РТ-91, однако руководство PGZ сообщает об интересе командования польских вооруженных сил к проекту РТ-16 и надеется на переговоры с ним о необходимой доработке проекта и последующем продвижении РТ-16 польским военным.
 
 
2) О существовании нового проекта стало известно благодаря польскому телеканалу TVP1. 27 августа канал показал телепередачу, посвященную новейшим польским разработкам в области вооружений и военной техники. Среди прочих образцов, были показаны перспективная гусеничная боевая машина пехоты и новый основной боевой танк, основанный на существующей конструкции. Обе перспективные бронемашины планируется показать на грядущей выставке MSPO-2016, которая откроется 6 сентября в г. Кельце. За несколько дней до первой публичной демонстрации в рамках салона перспективные разработки показали журналистам. 
 
Как сообщается, проект основного боевого танка PT-16 был разработан предприятиями из состава организации Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. Интересно, что проект создавался в инициативном порядке и за счет авторов. Разработкой проекта занималось конструкторское бюро Ośrodek Badawczo-Rozwojowy Urządzeń Mechanicznych (OBRUM). Строительство опытной техники было поручено заводу Zakłady Mechaniczne Bumar-Łabędy S.A. Также к проекту привлечены некоторые другие организации, задачей которых является поставка тех или иных комплектующих. К настоящему времени все участники перспективного проекта завершили выполнение поставленных задач и изготовили первый макетный образец новой техники, которому в самом ближайшем будущем предстоит принять участие в выставке.
По имеющимся данным, проект PT-16 является очередным вариантом развития основных танков семейства Т-72. Напомним, еще во времена существования Организации Варшавского договора польская промышленность получила лицензию на выпуск танков советской разработки. С 1979 по 1991 годы было выпущено порядка 680 машин версий Т-72, Т-72М и Т-72М1. В дальнейшем польские специалисты продолжили развитие лицензионной техники, результатом чего стал проект PT-91 Twardy. Также был разработан проект модернизации танков под обозначением PT-72U. Последней на данный момент попыткой улучшить технику советской разработки является проект PT-16, пока дошедший только до строительства макетного образца. Имеющиеся данные показывают, что проект PT-16 позволяет проводить модернизацию как имеющихся танков Т-72М советской разработки, так и польских PT-91. Вне зависимости от типа базовой техники, машина должна получать значительное число новых комплектующих, которые, как ожидают авторы проекта, позволят повысить основные характеристики и положительным образом скажутся на боевых качествах. Новый проект подразумевает доработку корпуса и башни, установку нового вооружения и модернизацию радиоэлектронного оборудования. Все эти нововведения должны выводить характеристики машины на новый уровень. Польская военная промышленность в лице авторов проекта PT-16 сочла защиту базовых бронемашин недостаточной, результатом чего стало применение мер, направленных на усиление корпуса и башни. На существующие агрегаты предлагается устанавливать дополнительные модули бронирования, предназначенные для повышения стойкости машины к противотанковым средствам различных классов. Утверждается, что после примененного обновления лобовая проекция машины будет иметь стойкость к кумулятивным снарядам, эквивалентную 1000 мм гомогенной брони. Подобное усиление бронирования привело к заметному изменению внешних обводов машины. Усиление лобовой детали корпуса привело к необходимости удаления всех агрегатов, присутствовавших на ней изначально. Прямо на имеющуюся верхнюю лобовую деталь новым проектом предлагается устанавливать блоки комбинированной брони толщиной 60 мм, предназначенный для повышения уровня защиты. Дополнительная защита состоит из трех сравнительно крупных панелей, состав которых не уточняется. С их помощью закрывается почти вся лобовая деталь корпуса, за исключением участков вокруг люка механика-водителя и буксирных крюков. Эти агрегаты по-прежнему остаются на базовом корпусе, из-за чего определенные его части не могут быть закрыты дополнительным бронированием. Поверх дополнительного бронирования монтируется грязевой щиток в виде небольшой прямоугольной детали. Одной из самых заметных черт модернизации имеющегося бронекорпуса стала переработка надгусеничных полок. В связи с некоторыми факторами технического характера передняя часть этих агрегатов получила иной угол наклона, из-за чего непосредственно над брызговиками обновленной конструкции появился коробчатый агрегат сравнительно большой высоты. На съемке макетного образца видно, что в этом коробе присутствует широкое отверстие, которое, к примеру, может быть использовано для установки светотехнического оборудования. Ранее фары и т.д. помещались на лобовой детали корпуса, а теперь их можно будет монтировать на новом месте. Для усиления защиты бортов корпуса применены новые элементы дополнительного бронирования. Вместо старых резинометаллических бортовых экранов танк PT-16 получает жесткие детали из броневой стали. При этом некоторые особенности новых экранов стали поводом для предположений, согласно которым дополнительная защита бортов имеет комбинированную конструкцию. Тем не менее, характерный вид торцов установленных листов может говорить о применении сравнительно простых деталей. В то же время, это может быть особенностью макетного образца упрощенной конструкции, при изготовлении которого не применялась броня и другие «сложные» материалы. Экраны новой конструкции полностью закрывают борта корпуса. В вертикальной плоскости они занимают место от верха надгусеничных полок до верхней части опорных катков. К нижней их части предлагается присоединять резиновые листы, прикрывающие опорные катки. Заметным переделкам подвергается башня модернизируемого танка. На имеющийся агрегат так же предлагается устанавливать набор нового дополнительного оснащения, призванного повысить уровень защиты, а также меняющего внешний вид изделия. Лобовая проекция старой башни прикрывается новыми агрегатами сложной формы с лобовой частью, состоящей из нескольких панелей. Также имеется наклоненная вперед передняя часть крыши. Амбразура орудия прикрывается маской со сравнительно небольшим отверстием для вывода ствола. Поверх имеющейся башни также следует устанавливать бортовые и кормовые агрегаты новой конструкции, имеющие схожую форму. После такой модернизации имеющаяся башня танка Т-72 приобретает новый вид и получает сложную форму, образованную множеством прямых панелей. Сообщается, что после обновления уровень защиты башни соответствует улучшенному корпусу.
Любопытной особенностью проекта PT-16, способной вызывать определенные вопросы, является отсутствие систем динамической защиты. Опыт эксплуатации бронетехники последних десятилетий наглядно показывает важность подобного оснащения бронетехники, однако новый польский танк по неким непонятным причинам не может получать такую защиту. Возможное предположение о незаконченной сборке опытного образца, пока не получившего блоки динамической защиты, вряд ли соответствует действительности, поскольку показанная машина попросту не имеет никаких креплений или посадочных мест для такого оборудования. По имеющимся данным, проект модернизации подразумевает некоторое повышение подвижности машины, обусловленное применением нового двигателя. В то же время, увеличение мощности силовой установки может быть связано с необходимостью компенсации выросшей боевой массы. Так или иначе, танк PT-16 предлагается оснащать двигателем сербского производства, развивающим мощность до 1000 л.с. Вероятно, машину оснастили изделием V-46TK. Также следует применять новую трансмиссию, рассчитанную под увеличившиеся нагрузки. Ходовую часть базовой техники решено оставить без изменений. На каждом борту остается по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, первая, вторая и шестая пары катков должны сохранять имеющиеся лопастные амортизаторы. Ведущие колеса по-прежнему помещаются в кормовой части корпуса, направляющие – в передней. Конструкция гусеницы, по-видимому, тоже не должна меняться. В новом проекте реализовано предложение о замене вооружения на новые системы, соответствующие стандартам НАТО. Вместо 125-мм гладкоствольного орудия, использовавшегося на всех предыдущих модификациях танка Т-72, теперь предлагается применять систему калибра 120 мм. Новое орудие было разработано компанией Huta Stalowa Wola S.A. на основе 120-мм пушки немецкой фирмы Rheinmetall. При помощи такого изменения комплекса вооружения предполагается обеспечить полную унификацию с состоящими на вооружении польской армии танками Leopard 2, а также выполнить требования стандартов Североатлантического альянса. Как сообщается, орудие танка PT-16 сможет применять все существующие 120-мм унитарные выстрелы разных типов. Новым проектом предусматривается установка на башню ниши, предназначенной для хранения боеприпасов в механизированной укладке. Для ускорения процесса заряжания и повышения боевых характеристик танк PT-16 предложено оснастить автоматом заряжания. Поскольку стандарты НАТО оговаривают использование унитарных выстрелов калибра 120 мм, польским специалистам пришлось заново разработать все необходимые механизмы. Заимствование идей в исходном проекте танка Т-72 не представлялось возможным, поскольку советские/российские танковые орудия используют раздельное заряжание. С новым орудием предлагается использовать современную систему управления огнем на основе цифровой аппаратуры, оптико-электронных систем и т.д. При этом, однако, относительно состава подобного оборудования могут возникать некоторые вопросы. Дело в том, что макетный образец башни, показанный польским телевидением, не получил каких-либо кожухов прицелов, отверстий для их установки и т.д. Таким образом, ряд основных особенностей системы управления огнем пока не может быть установлен достоверно на основе имеющихся данных. Возможно, ответы на появившиеся вопросы появятся в ходе официального «премьерного показа» танка. Для расширения поля наблюдения экипажу предлагается использовать несколько блоков дополнительного оптико-электронного оборудования, помещенного на разных частях башни. Каждый такой блок имеет по три камеры, при помощи которых можно будет вести наблюдение за обстановкой. Тем не менее, сохраняются и традиционные перископические приборы, располагающиеся на люках экипажа. Состав дополнительного вооружения перспективного танка определен в соответствии с современными тенденциями в области бронетехники. Справа от основного орудия, на одних креплениях с ним, монтируется спаренный пулемет винтовочного калибра. Для борьбы с незащищенными целями также предлагается использовать пулемет, смонтированный на боевом модуле. На крыше башни следует устанавливать систему ZSDU Kobuz, способную нести пулеметы различных типов, в том числе крупнокалиберные. Модуль имеет специальное оснащение, необходимое для управления с удаленного пульта, установленного на рабочем месте одного из членов экипажа. На кормовой нише башни располагаются 12 дымовых гранатометов. Габариты и боевая масса модернизированного танка PT-16 пока не уточнялись. Необходимость оснащения базового танка Т-72 / PT-91 рядом новых изделий, в том числе отличающихся достаточно большим весом, позволяет предполагать заметное увеличение массы бронемашины. В связи с этим могут возникать вопросы и о подвижности, обеспечиваемой 1000-сильным двигателем. Новая силовая установка может не справиться с неприемлемым увеличением веса конструкции, из-за чего ходовые характеристики могут ухудшиться в сравнении с базовыми образцами. По имеющимся данным, компания Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. разрабатывала новый проект модернизации бронетехники по собственной инициативе и за свой счет. Проектные работы заняли около полугода, после чего завод Zakłady Mechaniczne Bumar-Łabędy S.A. начал сборку макетного образца. Как показывает относительно свежая видеозапись, польские специалисты уже завершили строительство танка-демонстратора, которому в ближайшем будущем предстоит убедить потенциальных заказчиков в необходимости закупок подобной техники. Являясь макетным образцом, построенный недавно танк имеет ряд характерных черт. Так, он еще не получил полный набор требуемого оборудования и вооружения. Также вместо настоящей брони могли использоваться другие материалы, отличающиеся меньшей стоимостью и большей простотой обработки. Таким образом, построенная машина может лишь показывать основные положения проекта, а также демонстрировать ходовые качества. Ведение огня по мишеням с применением того или иного оружия, по всей видимости, невозможно. Полноценно демонстрировать все свои возможности, а также участвовать в испытаниях смогут только реальные прототипы, которые возможно будут построены в будущем. Реальные перспективы нового проекта PT-16 пока не определены. Министерство обороны Польши ранее неоднократно говорило об отказе от планов по модернизации танков Т-72 / PT-91. Развитие парка бронетанковой техники планируется проводить иными методами и средствами, в первую очередь при помощи закупки новой техники. В таком случае перспективы проекта PT-16 в контексте развития польской армии весьма туманны, если вообще реальны. Тем не менее, проект модернизации существующей техники может найти применение в виде зарубежных контрактов. Танки семейства Т-72 состоят на вооружении более четырех десятков стран, причем в ряде случаев в строю до сих пор остаются машины старых выпусков, морально и физически устаревшие. Таким образом, польские конструкторы бронетехники могут попробовать предложить свой новый проект зарубежным заказчикам, не имеющим возможности покупать современные танки, но желающие обновить материальную часть своих войск. На данный момент танк PT-16 существует только в виде единственного макетного образца, предназначенного для показа на различных выставках. Сведения о возможном строительстве полноценных прототипов пока не поступали. Таким образом, на данный момент перспективный проект находится на ранних стадиях: испытания еще не начались, а расчетные характеристики техники не подтверждены. Как следствие, о реальных перспективах обновленных танков старых моделей говорить пока рано. Кроме того, есть повод для сомнений в самой возможности доведения нового проекта до строительства опытной техники. Польская промышленность уже имеет печальный опыт разработки проектов и строительства макетных образцов, не имеющих никаких реальных перспектив и годами остающихся на стадии выставочных показов. Однако имеющиеся сведения о новом польском проекте позволяют делать некоторые оценки и строить предположения. Есть основания полагать, что предложенная модернизация действительно способна повысить характеристики бронемашины в сравнении с базовыми танками семейства Т-72 старых модификаций. Установка нового дополнительного бронирования, применение двигателя повышенной мощности и, в особенности, современное радиоэлектронное оборудование могут оказать положительное влияние на тактические и технические характеристики техники. К настоящему времени проект PT-16 прошел стадию опытно-конструкторских работ и уже воплощен в виде макетного образца, предназначенного для демонстрации новых идей и решений. Полноценные опытные образцы пока отсутствуют, а возможность их строительства в силу тех или иных причин на данный момент может быть предметом споров. Вопрос о дальнейших перспективах нового проекта будет решаться в обозримом будущем.
 
 
3) Как сообщает польский веб-ресурс www.defence24.pl , на намеченной к проведению в сентябре 2017 года в Кельце очередной польской оборонной выставке MSPO-2017 предприятие Zakłady Mechaniczne Bumar-Łabędy S.A совместно с проектным бюро OBRUM (входят в состав польского военно-промышленного объединения Polska Grupa Zbrojeniowa SA – PGZ) представят два очередных проекта модернизации производившихся ранее в Польше на Bumar-Łabędy по советской лицензии танков Т-72М и их модернизированных вариантов РТ-91. Новые варианты модернизации обозначаются как РТ-17 и РТ-91М2. Проект глубокой модернизации, обозначаемый как РТ-17, является доработанным вариантом представленного ZM Bumar-Łabędy год назад на предыдущей выставке MSPO-2016 проекта модернизации РТ-16, и, вероятно, прототип-демонстратор РТ-17 получен переделкой выставлявшегося прототипа-демонстратора РТ-16.
 
Особенностью проекта РТ-17 является использование технологий украинской разработки. Танк РТ-17 должен получить вместо 125-мм танковой пушки советского образца 120-мм гладкоствольную танковую пушку КБМ2 разработки ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова» (для РТ-16 заявлялась некая 120-мм пушка разработки завода Huta Stalowa Wola SA, видимо, не ушедшая дальше бумаги). Пушка должна быть способна применять все стандартные боеприпасы НАТО этого калибра (включая используемые на польских танках Leopard 2) и оснащена автоматом заряжания польской разработки в башенной нише. Бронирование корпуса и башни РТ-17 усилено композитными бронепанелями польской разработки, при этом форма бронирования передней части башни изменена по сравнению с РТ-16, приобретя форму «диска».
Должна быть установлена новая система управления огнем (причем на демонстраторе РТ-17 присутствует диковатый «шар» электронно-оптической системы наблюдения, видимо, должный выполнять функции панорамного прицела), полностью электрические приводы башни и орудия с цифровым управлением. На башне устанавливаются командирская башенка и дистанционно управляемая турель ZSDU Kobuz с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом. Относительно силовой установки РТ-17 пока что не сообщалось, но известно, что демонстатор РТ-16 был оснащен дизельным двигателем мощностью в 1000 л.с. сербского производства (видимо, В-46-ТК, устанавливавшимся на югославские танки М-84). Одновременно ZM Bumar-Łabędy представляет и менее радикальный и более дешевый вариант модернизации танков Т-72М/РТ-91, обозначенный как РТ-91М2.
Танк РТ-91М2 сохраняет 125-мм пушку 2А46 (механизм заряжания которой дорабатывается под новые выстрелы), но должен быть оснащен французской системой управления огнем Safran SAVAN-15 (использовавшейся на поставленных Малайзии танках РТ-91М). Устанавливается новый польский комбинированный прибор наблюдения командира ТKN-3Z и используемый на всех версиях РТ-91 польский прибор наблюдения механика-водителя PNK-72 Radomka. Танк оснащается системой кругового обзора через телекамеры, а также новой системой постановки дымовых помех Obra-3. Защищенность РТ-91М2 усилена применением на башне и корпусе (в том числе на бортах) модулей навесной динамической защиты ERAWA-1/2 «третьего поколения», а также противокумулятивных решеток на задней части башни и корпуса (решетки применены и на РТ-17). Танк оснащается польским дизельным двигателем S-12U (серийное производство которого прекращено) и модернизированной механической трансмиссией, а также вспомогательной силовой установкой мощностью 8-10 КВт.
 
 
4) Модернизированный танк РТ-17 совместного производства Украины и Польши представлен на международной выставке оборонной промышленности MSPO-2017. Как сообщается на сайте концерна «Укроборонпром», PT-17 является «результатом сочетания инженерной мысли оборонных комплексов Польши и Украины».
Это позволило всего за пять месяцев разработать, изготовить и предоставить все комплектующие, агрегаты и компоненты, чтобы на MSPO-2017 состоялась полноценная презентация нового танка – говорится в сообщении концерна. В сообщении отмечается, что модернизированный танк РТ-17 соответствует стандартам НАТО и представляет собой Т-72 с польским двигателем S1000R, автоматической трансмиссией ESM-350M и пушкой КБМ2 калибра 120-мм, которая была изготовлена на предприятии «Укроборонпрома».
Украинские и польские специалисты переделали механизм зарядки орудия, установили польские прицелы и модернизировали системы защиты танка. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий