Эд Френсис, исследователь английской бронетехники и одновременно любитель рыть архивную пыль, обнаружил проект Vickers SP.4, 24-тонный истребитель танков, датированный концом 1944 – началом 1945 года. Данная машина должна была оснащаться пушкой калибра 84 мм (20 фунтов) или чем покрупнее, одновременно имея на борту достаточно мощный двигатель. Броня, правда, была не очень, но зато получалась быстрая манёвренная машина с мощным орудием. Английские военные, впрочем, идею не оценили и отправили проект в корзину. А жаль, интересный мог бы получиться танк ...
Одним из наиболее интересных проектов боевых машин, которые были обнаружены в последнее время в архивах, является Vickers SP.4. Его истоки лежат еще в 1943 году, когда впервые был предложен A41. При разработке новых танков обычной практикой было проектирование различных вариантов вспомогательных машин, таких как мостоукладчики, боевые машины обеспечения и самоходные артиллерийские установки различных типов (противотанковые, штурмовые и т.д.).
Первоначально на шасси средних танков Centurion должны были изготавливаться помимо линейных танков машины непосредственной поддержки (Close Support – CS). Эти машины должны были оснащаться 95-мм гаубицами и их выпуск должен был составлять 10% от выпуска линейных танков. Однако вскоре эта идея была оставлена, но в качестве вооружения «центурионов» эта гаубица обсуждалась и позднее была установлена на прототипе Centurion Mk IV. Из орудий, запланированных для установки на «центурионы», следует упомянуть 77-мм 17-фунтовую пушку, 21-фунтовую пушку (обозначалась как 20-фунтовая) и 32-фунтовая пушка; обсуждалась установка 37-фунтовых и 55-фунтовых орудий.
Первоначально «центурион» должен был оснащаться 17-фунтовой пушкой, но более крупные 32-фунтовые орудия не были забыты. Хотя их крупные размеры и медленное заряжание делали их пригодными только для выполнения штурмовых задач, оно было испытано по крайней мере на одном «центурионе», получившем орудийную маску толщиной 14 дюймов (356 мм). 44-й и 45-й протоколы танкового комитета, датированные ноябрем 1944 года и январем 1945 года, предусматривали производство боевых машин поддержки, которые должны были быть оснащены 32-фунтовыми (95 мм) пушками и иметь на 25% большую бронепробиваемость и максимум на 25% большее время перезарядки и укладки.
Для удовлетворения этих требований и наиболее оптимального использования 32-фунтовой пушки было сочтено, что ее нужно установить на гусеничное шасси с большой грузоподъемностью. Вести огонь пушка должна была из статического положения и размещаться в рубке с ограниченным по горизонтали наведением. Для реализации этой идеи была запущена программе A39 Tortoise (наименование Tortoise относилось к классу транспортных средств, а не к отдельной машине), британский изобретатель венгерского происхождения Николас Штрауслер (Nicolas Straussler) разработал многоколесные платформы, а концерн Vickers предложил третий вариант – создание на основе узлов танка «центурион» истребителя танков SP.4.
Компоновка истребителя танков должна была включать расположенное сзади моторно-трансмиссионное отделение и размещенные в передней рубке боевое отделение и отделение управления. Рубка должна была изготавливаться из плоских бронеплит и образовывать выступающий за края корпуса прямоугольник, по внешнему виду не слишком отличаясь от A39 Tortoise. Бронирование рубки должно было быть относительно тонким. Хотя подробно бронирование не приводилось, в самых толстых местах истребитель танков должна была защищать броня толщиной 2-3 дюйма (51-76 мм), что указывает на определенную степень подвижности.
Основное отличие SP.4 от A39 Tortoise заключалось в огневой мощи. В то время как A39 была вооружена 32-фунтовой пушкой, которую обслуживали два заряжающих, SP.4 должен был оснащаться 21-фунтовой (83,4 мм) или 32-фунтовой пушкой с размещенным в большом контейнере автоматом заряжания на восемь снарядов. Неизвестно, откуда взялась эта идея, но было высказано предположение, что, возможно, установка в истребителе танков автомата заряжания была связана с проектом установки 32-фунтовой пушки в истребитель-бомбардировщик «москито» для использования против судоходства противника. Однако четкого подтверждения этой гипотезы пока не найдено. Чертежи указывают, что SP.4 должен был быть оснащен 20-фунтовой или 32-фунтовой пушкой и что дульный тормоз того типа, который показан на чертежах, ранее никогда не устанавливался.
Экипаж состоял из трех человек: механика-водителя, командира и наводчика (загрузка должна была быть автоматической). На чертежах не указано кто есть кто, что известно, что все они должны были размещаться слева, поскольку автомат заряжания размещался бы справа. Место командира было смещено в левую сторону, и он должен был сидеть над гусеницей. Боезапас пушки должен был состоять из 45 снарядов. Большая его часть (27 снарядов) размещалась слева от механика-водителя в двух стеллажах, установленных над гусеницей, 9 снарядов размещались в правой стороне рубки и еще девять в передней укладке. Хотя в концерне Vickers был разработан полный комплект документации (см. T44251), никакого производства истребителя танков или даже переделки в него линейного танка сделано не было. В конце 1944 года танковый комитет был распущен и заменен комитетом по транспортным средствам, и многие неортодоксальные программы времен войны были без шума и пыли закрыты.
Так были изготовлены лишь шесть прототипов штурмового танка A39 Tortoise, которые были перевезены в Германию. Прототипы A39 использовались Британской Рейнской армией лишь для тестирования дорог и мостов, собирая данные, которые должны были облегчить создание следующего поколения британских тяжелых танков. Что же касается истребителя танков, то в Великобритании в качестве промежуточного варианта был выбран A30 Avenger SP.2, но вскоре эти задачи могли успешно выполнять средние танки Centurion. На сегодняшний день от одного из самых малоизвестных вариантов «центуриона» осталось лишь несколько светокопий и упоминаний в протоколах заседаний.
Расчётные ТТХ Vickers SP.4 :
Общий вес: 24 тонны
Высота: 2,46 м
Длина с орудием: 9,25 м
Длина без орудия: 5,89 м
Ширина: 2,98 м
Дорожный просвет (клиренс): 457 мм
Калибр пушки: 20 фунтов (84 мм) или 32 фунта (94 мм)
Угол склонения пушки: -5 градусов
Угол возвышения пушки: +20 градусов
Углы горизонтальной наводки: ±12,5 градусов
Боезапас: 45 снарядов + 8 в автомате заряжания
Общий вес: 24 тонны
Высота: 2,46 м
Длина с орудием: 9,25 м
Длина без орудия: 5,89 м
Ширина: 2,98 м
Дорожный просвет (клиренс): 457 мм
Калибр пушки: 20 фунтов (84 мм) или 32 фунта (94 мм)
Угол склонения пушки: -5 градусов
Угол возвышения пушки: +20 градусов
Углы горизонтальной наводки: ±12,5 градусов
Боезапас: 45 снарядов + 8 в автомате заряжания
https://alternathistory.ru/ (Иван Бякин).
Комментариев нет:
Отправить комментарий