12/07/24

105-мм пушка CN-105-F1 и её кумулятивный снаряд (Франция. начало 1960-х годов).

О программе «Europanzer» совместно разрабатываемой Францией, ФРГ и Италией можно говорить много и интересно. Среди самого любопытного в этой истории одно из мест занимает французская пушка CN-105-F1 и её кумулятивный снаряд. Французы на своих прототипах «Europanzer»-а её испытали и она стала основным преткновением в программе : гордые французы хотели использовать только собственноручно разработанное орудие, адаптированное для ведения огня кумулятивными боеприпасами, а для уже привычных подкалиберных оно подходило плохо. Немцы же делали ставку на покупку лицензии у британцев на их знаменитую 105-мм L7 или создание аналога этого орудия. Важным моментом была унификациях в рамках НАТО — уже тогда стало ясно, что использовать это орудие будут не только британцы, но и американцы ...
Итак : нестабилизированная французская нарезная 105-мм пушка CN-105-F1 (105 mm Modèle F1) разработки EFAB de Bourges длиной 56 калибров. Это был аналог знаменитой 105мм L7/52. Отличалась отсутствием дульного тормоза и эжектора, и большим шагом нарезки канала ствола. Продувка ствола осуществлялась сжатым воздухом, для удаления пороховых газов из боевого отделения использовались специальные вентиляторы. Пушка оснащалась полуавтоматическим вертикальным скользящим клиновым затвором. Размеры затвора были уменьшены таким образом, чтобы увеличить угол склонения орудия.
Пушка была интересна тем, что для неё французами был разработан специальный кумулятивный снаряд OCC 105 F1 (Obus à Charge Creuse de 105 mm Modèle F1). Вернее, взаимопроникновение разработки было двусторонним - пушка разрабатывалась под кумулятив, кумулятив разрабатывался под пушку. Из-за этого у канала ствола больший шаг нарезки, чем на английской L7. За счёт этого создавались более благоприятные условия для выстрела кумулятивным снарядом. Но за счёт этого же бронебойно-подкалиберные недостаточно стабилизировались в полёте, и стрельба ими была неэффективна - хотя всё равно гипотетически возможна (подходили БПС от той же L7). Кумулятивные снаряды на тот исторический момент были очень перспективны, и их активно развивали практически все страны. Всё таки бронебойно-подкалиберные слишком теряют в пробитии с расстоянием. Как известно, вращение (которое необходимо нарезной пушке для стабилизации снаряда в полёте) негативно воздействует на бронепробиваемость кумулятивных снарядов. Поэтому приходится идти на всякие простые ухищрения вроде снижения начальной скорости снаряда, что негативно влияет на баллистику, увеличивает время полёта и прочие радости наводчика. Хотя разрабатывались и более хитрые способы борьбы с этим явлением. О них сейчас и поговорим. Американцы для нейтрализации такого эффекта воспользовались стабилизацией оперением. Их снаряд был снабжён вращающимся пластмассовым пояском, который заминался нарезами и не передавал вращение на сам снаряд. Стабилизация после выстрела происходила с помощью калиберного оперения, для оптимальной работы которого пришлось пожертвовать аэродинамической формой. Получались и высокая начальная скорость, и отличная пробиваемость, но снаряд быстро терял скорость в полёте. И надо понимать, что производство этого снаряда началось примерно в 1966 году, и этим мы несколько забегаем вперёд.
У французов в этом плане был самый продвинутый снаряд на то время. Не зря они так держались за свою пушку. Подобные снаряды назывались по имени своего изобретателя Гесснера - Obus G (Obus - снаряд в переводе с французского). Кумулятивный заряд крепился на подшипниках внутри внешнего корпуса снаряда. При выстреле вращение придавалось внешнему корпусу снаряда, что стабилизировало его в полёте. Сам кумулятивный заряд вращался очень слабо (20-30 оборотов в минуту), и это вращение нейтрализовывалось миниатюрной турбиной, размещённой в носовой части снаряда и вращающейся под действием набегающего воздушного потока. Это позволяло придать ему начальную скорость в 1000 м/сек при пробитии в 380-400 мм и при сохранении аэродинамической формы. Прицельно стрелять можно был на дистанции до 3000 метров. Поэтому основным снарядом французского танка являлся именно OCC 105 F1. Бронебойно-подкалиберных для пушки не было вообще, зачем они при таком-то кумулятиве. Правда у снаряда были и минусы - сложность изготовления, и как следствие - цена. И меньший диаметр кумулятивной воронки по сравнению со снарядами того же калибра (впоследствии спроектированный американский M456 имел большую пробиваемость).
Немцы тоже вовсю трудились над аналогичными снарядами Гесснера, но в итоге не срослось. Англичане при этом почему-то так сильно по кумулятивным снарядам не упарывались. Видимо, считали, что могут обойтись своими привычными бронебойно-фугасными (HESH). Надо сказать, что и оперёнными снарядами они начали заниматься позже всех. Когда в 1961 году появился советский Т-62 с гладкоствольным орудием, и эра нарезных танковых пушек если и не закончилась окончательно, то явно начала скатываться в закат. Помимо OCC 105 F1 в боекомплекте французской пушки были только осколочно-фугасный OE Mle 60 (Obus Explosif) и специальные снаряды (осветительный OECL 105 F1 (Obus Éclairant), дымовой на основе белого фосфора (по сути копия фугасного с другим наполненем) OFUM 105 F1 (Obus Fumigène) и тренировочный BSCC F1). Первый БОПС для танка разработали только к 1979 году. Хотя пушка и позволяла применять снаряды от английской L7 и её аналогов (впоследствии изобретённые БОПС за счёт большей длины ствола и шага нарезки были даже более эффективны). Притом, насколько мне известно, OCC 105 F1 подходил только к французскому орудию из-за особенности нарезки оного. С пушкой связан один из разладов между странами. Потому что французы хотели видеть на Europanzer пушку собственного производства, немцам французский вариант не особо нравился. Немцы были бы не против поставить собственную нарезную пушку производства Rheinmetall, которую те в то время разрабатывали. По одним данным она должна была иметь возможность стрелять французскими кумулятивными снарядами, по другим данным - немецкими разрабатываемыми кумулятивными снарядами аналогичного устройства. Но программа была прекращена по разным причинам, в том числе из-за стоимости и возможных логистических накладок (с производством таких снарядов у немцев тоже не складывалось). И предусмотрительная закупка осенью 1962 года 1500 английских L7A1 со всей их номенклатурой боеприпасов окончательно решила этот вопрос. В июле 1963 года программа совместной разработки европейского танка окончательно развалилась. Сначала Германия решила развивать свой собственный национальный танк, в тот же месяц аналогичное решение приняла и Франция. Разрабатываемый Францией проект переименовали сначала в AMX-63, потом в AMX-30.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий