Линейные корабли типа Normandie («Нормандия») — тип французских линейных кораблей, спроектированных в 1912 году. Проект должен был стать дальнейшим развитием проекта линкоров типа Bretagne, в котором должны были быть учтены замечания моряков по поводу размещения башен главного калибра. Из пяти заложенных в период с 1913 по 1914 годы кораблей был достроен только один Béarn, и тот, попав под действие Вашингтонского военно-морского договора, достраивался в качестве авианосца ...
Предшественники
Предшественниками линейных кораблей типа Normandie является тип кораблей Bretagne, ещё до закладки которых Морское министерство Франции на основе анализа проекта кораблей Bretagne сформировало требования к новому типу линкоров, которым и должен был являться тип Normandie.
Предпосылки появления
В декабре 1911 года технический отдел морского министерства Франции после изучения доклада о проекте линкоров типа Bretagne, которые должны были быть построены по программе строительства 1912 года, приходит к выводу о том, что наличие средней башни является невыгодным с точки зрения тактики. Исходя из выводов технического отдела и данных о вооружении и бронировании дредноутов, строящихся и проектируемых в других странах, в особенности в Британии, Морским генеральным штабом в феврале 1912 года были сформулированы требования к будущему линейному кораблю. Во многом требования к проекту будущего дредноута были обусловлены ограничениями, которые накладывали на инженеров размеры сухих доков, расположенных на тот момент на территории Франции. Доки того времени позволяли начать постройку кораблей с длиной не больше 172 м, шириной корпуса 27 м и осадкой не более 8,8 м. Все выше сказанное, в свою очередь, ограничивало водоизмещение будущего корабля до 25000 т. При этом моряки требовали, чтобы новый линкор обладал защитой и вооружением не хуже линкоров типа Bretagne, но при этом скорость хода будущих линейных кораблей должна была быть не меньше, чем 21 узел.
Проектирование
Французские кораблестроители всегда славились тем, что не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей и нетривиально подходили к решению задач, которые перед ними ставили военные. Так и в этот раз, по первоначальному замыслу, решить проблему увеличения огневой мощи должны были орудия калибра 406 мм. Но таких орудий, на тот момент, не существовало даже в проекте. Поэтому было решено использовать те же орудия с калибром 340 мм, что использовались на линкорах типа Bretagne.
Предшественниками линейных кораблей типа Normandie является тип кораблей Bretagne, ещё до закладки которых Морское министерство Франции на основе анализа проекта кораблей Bretagne сформировало требования к новому типу линкоров, которым и должен был являться тип Normandie.
Предпосылки появления
В декабре 1911 года технический отдел морского министерства Франции после изучения доклада о проекте линкоров типа Bretagne, которые должны были быть построены по программе строительства 1912 года, приходит к выводу о том, что наличие средней башни является невыгодным с точки зрения тактики. Исходя из выводов технического отдела и данных о вооружении и бронировании дредноутов, строящихся и проектируемых в других странах, в особенности в Британии, Морским генеральным штабом в феврале 1912 года были сформулированы требования к будущему линейному кораблю. Во многом требования к проекту будущего дредноута были обусловлены ограничениями, которые накладывали на инженеров размеры сухих доков, расположенных на тот момент на территории Франции. Доки того времени позволяли начать постройку кораблей с длиной не больше 172 м, шириной корпуса 27 м и осадкой не более 8,8 м. Все выше сказанное, в свою очередь, ограничивало водоизмещение будущего корабля до 25000 т. При этом моряки требовали, чтобы новый линкор обладал защитой и вооружением не хуже линкоров типа Bretagne, но при этом скорость хода будущих линейных кораблей должна была быть не меньше, чем 21 узел.
Проектирование
Французские кораблестроители всегда славились тем, что не пытались бездумно скопировать зарубежные проекты кораблей и нетривиально подходили к решению задач, которые перед ними ставили военные. Так и в этот раз, по первоначальному замыслу, решить проблему увеличения огневой мощи должны были орудия калибра 406 мм. Но таких орудий, на тот момент, не существовало даже в проекте. Поэтому было решено использовать те же орудия с калибром 340 мм, что использовались на линкорах типа Bretagne.
Ограниченные размеры будущего корабля не позволяли разместить на нем
больше пяти двухорудийных башен главного калибра. Поэтому был предложен
новаторский вариант решения проблемы, который сводился к созданию и
размещению на корабле четырехорудийных башен. Таким образом, можно было
увеличить огневую мощь корабля, разместив на нем две четырехорудийные
башни и две двухорудийные по линейно-возвышенной схеме. При этом, на
случай, если при расчетах нагрузка при подобном размещении башен ГК на
оконечности окажется чрезмерной, прорабатывался вариант с размещением
пяти двухорудийных башен ГК, как в проекте линкоров типа Bretagne, но с
возможностью увеличения толщины брони главного пояса.
В итоге, технический отдел морского министерства подготовил к апрелю 1912 года два проекта. Проект А7, который предусматривал размещение на линкоре пяти двухорудийных башен, и проект А7bis, в котором предлагалось размещение трех четырехорудийных башен главного калибра. После долгих обсуждений к реализации был принят именно проект А7bis, который давал выигрыш в водоизмещении в 600 т. Данная экономия позволяла увеличить броню главного пояса без ущерба к остальным характеристикам корабля.
Строительство
Заказ на первые два линкора Normandie и Flandre был выдан 12 декабря 1912 года. Вслед за ними, 30 июля 1913 года, были заказаны Gascogne и Languedoc. Пятый корабль, для которого сначала было выбрано название Vande, вскоре сменил его на Béarn, строился по программе 1914 года и был заказан 3 декабря 1913 года.
С началом Первой мировой все работы над линейными кораблями были приостановлены. Первые четыре корабля были спущены на воду между августом 1914 и маем 1915 года без подобающих этому событию торжественных церемоний, а лишь для того чтобы освободить стапели. Корпуса недостроенных кораблей остались законсервированными на верфях. К моменту остановки достроечных работ четыре спущенных к этому момента на воду корабля были готовы в среднем на 54%. И только у Béarn на тот момент степень готовности не превышала 20%.
В итоге, технический отдел морского министерства подготовил к апрелю 1912 года два проекта. Проект А7, который предусматривал размещение на линкоре пяти двухорудийных башен, и проект А7bis, в котором предлагалось размещение трех четырехорудийных башен главного калибра. После долгих обсуждений к реализации был принят именно проект А7bis, который давал выигрыш в водоизмещении в 600 т. Данная экономия позволяла увеличить броню главного пояса без ущерба к остальным характеристикам корабля.
Строительство
Заказ на первые два линкора Normandie и Flandre был выдан 12 декабря 1912 года. Вслед за ними, 30 июля 1913 года, были заказаны Gascogne и Languedoc. Пятый корабль, для которого сначала было выбрано название Vande, вскоре сменил его на Béarn, строился по программе 1914 года и был заказан 3 декабря 1913 года.
С началом Первой мировой все работы над линейными кораблями были приостановлены. Первые четыре корабля были спущены на воду между августом 1914 и маем 1915 года без подобающих этому событию торжественных церемоний, а лишь для того чтобы освободить стапели. Корпуса недостроенных кораблей остались законсервированными на верфях. К моменту остановки достроечных работ четыре спущенных к этому момента на воду корабля были готовы в среднем на 54%. И только у Béarn на тот момент степень готовности не превышала 20%.
Во время заморозки работ над корпусами также были остановлены все работы по системам вооружения будущих кораблей. Кроме самих орудий, которые могли быть использованы на войне, четыре готовых 340 мм орудия были переданы армии и переделаны в железнодорожные. Еще девять таких же орудий были установлены на железнодорожные транспортеры уже после войны - в 1919 году. Несколько 138,6 мм орудий также были приспособлены для использования на суше.
Сразу же после войны Морским министерством было принято решение о достройке линкоров, но с существенной переработкой проекта. Переработанный проект предполагал увеличение длины корпуса на 5 м и увеличение мощности силовой установки до 80000 л.с., что позволяло бы линкорам достигнуть скорости 25 узлов. Но этим планам не суждено было сбыться так как 12 сентября 1919 года адмирал Ронарш, тогдашний глава Морского генерального штаба, был извещен о том, что продолжение строительства сверхдредноутов является слишком накладным для подорванной войной французской экономики.
Описание конструкции
Корпус
В конечном варианте проект линкора имел такие параметры :
полная длина по ватерлинии - 175 м
длина между перпендикулярами - 170,6 м
наибольшая ширина - 27 м
осадка при стандартном водоизмещении - 8,65 м
высота надводного борта на форштевне - 6,85 м
высота надводного борта на ахтерштевне - 4,6 м
В архитектуре корабля отчетливо прослеживаются черты, типичные для французского кораблестроения начала прошлого века. Корпус имел весьма тяжеловесные очертания: прямой форштевень, плавно закругляющийся к килю; совершенно плоские палубы без подъема к носовой части; борта без привычного завала внутрь; небольшой развал носовых шпангоутов. С другой стороны, весьма необычной была форма кормовой оконечности с двумя параллельно расположенными рулями балансирного типа. Линкоры имели протяженный полубак, тянувшийся до самой кормовой башни, и необычную форму носовой надстройки, широкий нижний уровень которой простирался почти от борта до борта. Благодаря ей носовая башня располагалась высоко над уровнем ватерлинии, что должно было облегчить ее использование в плохую погоду. Лаконичный силуэт дредноутов завершали две широкие дымовые трубы и высокая грот-мачта.
Бронирование
Бронирование линкоров Normandie было очень похоже на бронирование двух первых типов французских дредноутов: линкоров типа Courbet и линкоров типа Bretagne. Главный пояс закрывал весь борт по ватерлинии, неприкрытым оставался только небольшой участок в корме корабля.
Корпус
В конечном варианте проект линкора имел такие параметры :
полная длина по ватерлинии - 175 м
длина между перпендикулярами - 170,6 м
наибольшая ширина - 27 м
осадка при стандартном водоизмещении - 8,65 м
высота надводного борта на форштевне - 6,85 м
высота надводного борта на ахтерштевне - 4,6 м
В архитектуре корабля отчетливо прослеживаются черты, типичные для французского кораблестроения начала прошлого века. Корпус имел весьма тяжеловесные очертания: прямой форштевень, плавно закругляющийся к килю; совершенно плоские палубы без подъема к носовой части; борта без привычного завала внутрь; небольшой развал носовых шпангоутов. С другой стороны, весьма необычной была форма кормовой оконечности с двумя параллельно расположенными рулями балансирного типа. Линкоры имели протяженный полубак, тянувшийся до самой кормовой башни, и необычную форму носовой надстройки, широкий нижний уровень которой простирался почти от борта до борта. Благодаря ей носовая башня располагалась высоко над уровнем ватерлинии, что должно было облегчить ее использование в плохую погоду. Лаконичный силуэт дредноутов завершали две широкие дымовые трубы и высокая грот-мачта.
Бронирование
Бронирование линкоров Normandie было очень похоже на бронирование двух первых типов французских дредноутов: линкоров типа Courbet и линкоров типа Bretagne. Главный пояс закрывал весь борт по ватерлинии, неприкрытым оставался только небольшой участок в корме корабля.
В средней части толщина бронепояса доходила до 300 мм, постепенно
утончаясь к носу до 180 мм, а ближе к корме доходила до 120 мм. Верхний
броневой пояс толщиной 240 мм закрывал все пространство борта от носовой
башни до кормового каземата средней артиллерии. Между носовой и средней
башнями ГК располагался каземат с плитами брони толщиной 160-180 мм.
По проекту линейные корабли должны были иметь две бронированные палубы с толщиной каждой из них по 50 мм. Нижняя бронепалуба имела 70-тимиллиметровые скосы, которые упирались в главный бронепояс чуть выше его нижней кромки. Для защиты от торпед корабли имели бронированную переборку, состоящую из трех слоев 10 мм стали. На броневую защиту корабля в общей сложности приходилось около 30% от полного водоизмещения, что составляло 7637,365 т.
Энергетическая установка
Главные механизмы размещались в пределах одного водонепроницаемого отсека, разделенного двумя продольными переборками на три отделения. Четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения стояли в изолированных отделениях, причем их конденсаторы были вынесены в отдельный отсек, тогда как турбины вместе со своим конденсатором располагались в общем отделении. На паровой магистрали в машинном отделении имелось три главных паровых клапана. Каждая паровая машина могла работать независимо, а турбины работали только совместно: пар поступал сначала в турбину высокого давления, затем в турбину низкого давления и из нее сбрасывался на конденсатор.
Проектная мощность силовой установки составляла 32000 л.с., что должно было обеспечить скорость полного хода в 21 уз. При этом имелась возможность кратковременного увеличения мощности до 45 000 л.с. и скорости до 22 узлов. Корабли приводились в движение четырьмя винтами, при этом внешние были четырехлопастными диаметром 5,2 м и шагом 6,37 м (частота вращения на полном ходу 115 об/мин), а внутренние трехлопастными диаметром 3,1 м (280 об/мин на полном ходу).
Турбины, которые по проекту должны были быть установлены на кораблях, не имели ступени заднего хода, и, для того чтобы корабль мог идти кормой вперед, использовались паровые машины. Также паровые машины обеспечивали шестнадцатиузловую крейсерскую скорость. В деталях же силовые установки всех пяти кораблей в значительной степени отличались друг от друга. Даже количество и типы котлов на разных кораблях проекта были разными.
По проекту линейные корабли должны были иметь две бронированные палубы с толщиной каждой из них по 50 мм. Нижняя бронепалуба имела 70-тимиллиметровые скосы, которые упирались в главный бронепояс чуть выше его нижней кромки. Для защиты от торпед корабли имели бронированную переборку, состоящую из трех слоев 10 мм стали. На броневую защиту корабля в общей сложности приходилось около 30% от полного водоизмещения, что составляло 7637,365 т.
Энергетическая установка
Главные механизмы размещались в пределах одного водонепроницаемого отсека, разделенного двумя продольными переборками на три отделения. Четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения стояли в изолированных отделениях, причем их конденсаторы были вынесены в отдельный отсек, тогда как турбины вместе со своим конденсатором располагались в общем отделении. На паровой магистрали в машинном отделении имелось три главных паровых клапана. Каждая паровая машина могла работать независимо, а турбины работали только совместно: пар поступал сначала в турбину высокого давления, затем в турбину низкого давления и из нее сбрасывался на конденсатор.
Проектная мощность силовой установки составляла 32000 л.с., что должно было обеспечить скорость полного хода в 21 уз. При этом имелась возможность кратковременного увеличения мощности до 45 000 л.с. и скорости до 22 узлов. Корабли приводились в движение четырьмя винтами, при этом внешние были четырехлопастными диаметром 5,2 м и шагом 6,37 м (частота вращения на полном ходу 115 об/мин), а внутренние трехлопастными диаметром 3,1 м (280 об/мин на полном ходу).
Турбины, которые по проекту должны были быть установлены на кораблях, не имели ступени заднего хода, и, для того чтобы корабль мог идти кормой вперед, использовались паровые машины. Также паровые машины обеспечивали шестнадцатиузловую крейсерскую скорость. В деталях же силовые установки всех пяти кораблей в значительной степени отличались друг от друга. Даже количество и типы котлов на разных кораблях проекта были разными.
Головной корабль Normandie оснащался турбинами системы «Парсонс». В качестве паровых машин использовался 21 водотрубный котел «Гюйо Дю Тампля». На Flandre также была установлена такая же турбина системы «Парсонс», но при этом он был оснащен 28 котлами Бельвилля. На Gascogne была установлена турбина системы «Рато-Бретань», а количество и тип котлов был аналогичен головному короблю проекта. На Languedoc устанавливалась турбина системы «Шнайдер-Золли» и 28 котлов Бельвилля. Только лишь Béarn был оснащен четырехвальным турбозубчатым агрегатом системы «Парсонса» и двадцать одним котлом Никлоса. Силовые установки всех кораблей имели смешанное отопление и рабочее давление пара 20 атм.
Силовая установка располагалась в средней части корпуса и занимала
четыре отсека. Разделены отсеки были погребами средней башни ГК и
отсеками погребов противоминного калибра. Считая от носа, шли котельные
отделения №1 и №2 с шестью котлами в каждом (на линкорах с 21 котлом),
затем погреба 138-мм калибра, самое большое котельное отделение №3, в
котором стояло девять котлов, подбашенное отделение средней башни,
машинное отделение и отделение главных конденсаторов.
Нормальный запас топлива для всех линкоров составлял 1800 т угля в ямах и 300 т нефти, однако, используя все свободные помещения, запас угля можно было довести до 2700 т. Согласно расчетам, корабли могли преодолеть 6500-6600 миль экономичным 12-тиузловым ходом. С увеличением скорости дальность плавания заметно сокращалась и составляла 3375 миль на 16-узловом ходу и всего 1800 миль на полном. Для выработки электроэнергии предназначались четыре турбогенератора максимальной мощностью по 400 кВт, с напряжением бортовой сети 220 В.
Экипаж и обитаемость
Экипаж кораблей по штату состоял из 41 офицера, 124 старшин, 996 матросов, 22 вольнонаемных и 18 музыкантов. Предусматривалось возможность размещения на борту адмирала со штабом.
Вооружение
Главный калибр
Главный калибр был представлен двенадцатью 340 мм орудиями с длинной ствола 45 калибров М1912 образца 1912 года, размещенных в трех четырехорудийных башнях. За проектирование новых башен взялась известная фирма «Сен-Шамон». Британцы и ряд других стран в свое время отказался от проектирования и установки на кораблях класса дредноутов трехорудийных башен в связи с тем, что во время перезарядки орудий, из-за своего расположения, крайние орудия перезаряжались быстрее нежели центральное орудие.
Нормальный запас топлива для всех линкоров составлял 1800 т угля в ямах и 300 т нефти, однако, используя все свободные помещения, запас угля можно было довести до 2700 т. Согласно расчетам, корабли могли преодолеть 6500-6600 миль экономичным 12-тиузловым ходом. С увеличением скорости дальность плавания заметно сокращалась и составляла 3375 миль на 16-узловом ходу и всего 1800 миль на полном. Для выработки электроэнергии предназначались четыре турбогенератора максимальной мощностью по 400 кВт, с напряжением бортовой сети 220 В.
Экипаж и обитаемость
Экипаж кораблей по штату состоял из 41 офицера, 124 старшин, 996 матросов, 22 вольнонаемных и 18 музыкантов. Предусматривалось возможность размещения на борту адмирала со штабом.
Вооружение
Главный калибр
Главный калибр был представлен двенадцатью 340 мм орудиями с длинной ствола 45 калибров М1912 образца 1912 года, размещенных в трех четырехорудийных башнях. За проектирование новых башен взялась известная фирма «Сен-Шамон». Британцы и ряд других стран в свое время отказался от проектирования и установки на кораблях класса дредноутов трехорудийных башен в связи с тем, что во время перезарядки орудий, из-за своего расположения, крайние орудия перезаряжались быстрее нежели центральное орудие.
Французы же пошли другим путем и в своих четырехорудийных башнях, по
сути, объединили две двухорудийные. Это позволило перезаряжать орудия ГК
равномерно, не снижая при этом темпов стрельбы, а 40 мм броневая
перегородка между парами орудий внутри башни обеспечивала дополнительную
живучесть. При всем при этом, вес двухорудийной башни составляет 1030
т. Таким образом, суммарный вес пяти двухорудийных башен установленных
на предыдущем типе линкоров Франции Bretagne составлял 5150 т, а вес
трех четырехорудийных башен всего лишь 4500 т, что позволяет сэкономить
650 т.
Каждое орудие М1912 имело толщину 340 мм, вес 66950 кг, и могло вести огонь 555 кг бронебойными и 465 кг фугасными снарядами на дальность до 18000 м. Боезапас каждого из орудий состоял из 100 снарядов, которые размещались в погребах попарно для каждой пары орудий отдельно. Скорострельность орудий составляла 2 выстрела в минуту. Каждая башня имела электрический привод горизонтального наведения и гидравлический вертикального. Высота оси цапф над ватерлинией составляла 11,1 м для носовой башни, 9,8 м для средней и 7,55 м для кормовой. Управление огнем главного калибра обеспечивалось 12-тифутовыми дальномерами. Два из них располагались на боевой рубке, три других - на крышах башен, при этом каждая из башен была оборудована в качестве резервного поста управления стрельбой.
Средний, противоминный калибр
В первоначальном варианте проекта средняя артиллерия должна была состоять из 18 орудий калибра 138,6 мм и двенадцати новых 100 мм пушек. Но поскольку последние так и не были вовремя приняты на вооружение, средний калибр был представлен 24-мя 138,6 мм орудиями с длиной ствола 55 калибров, являющимися стандартом для всех предыдущих французских дредноутов. Данная пушка имела раздельно-гильзовое заряжание и сообщала 31,5 кг фугасному снаряду начальную скорость 840 м/с, что обеспечивало дальность стрельбы до 15100 м.
Каждое орудие М1912 имело толщину 340 мм, вес 66950 кг, и могло вести огонь 555 кг бронебойными и 465 кг фугасными снарядами на дальность до 18000 м. Боезапас каждого из орудий состоял из 100 снарядов, которые размещались в погребах попарно для каждой пары орудий отдельно. Скорострельность орудий составляла 2 выстрела в минуту. Каждая башня имела электрический привод горизонтального наведения и гидравлический вертикального. Высота оси цапф над ватерлинией составляла 11,1 м для носовой башни, 9,8 м для средней и 7,55 м для кормовой. Управление огнем главного калибра обеспечивалось 12-тифутовыми дальномерами. Два из них располагались на боевой рубке, три других - на крышах башен, при этом каждая из башен была оборудована в качестве резервного поста управления стрельбой.
Средний, противоминный калибр
В первоначальном варианте проекта средняя артиллерия должна была состоять из 18 орудий калибра 138,6 мм и двенадцати новых 100 мм пушек. Но поскольку последние так и не были вовремя приняты на вооружение, средний калибр был представлен 24-мя 138,6 мм орудиями с длиной ствола 55 калибров, являющимися стандартом для всех предыдущих французских дредноутов. Данная пушка имела раздельно-гильзовое заряжание и сообщала 31,5 кг фугасному снаряду начальную скорость 840 м/с, что обеспечивало дальность стрельбы до 15100 м.
Скорострельность составляла 5-6 выстр/мин. На кораблях противоминная
батарея была сгруппирована в восьми казематах по три орудия. Носовые
казематы левого и правого бортов располагались в носовой надстройке
перед башней главного калибра, четыре бортовых каземата находились на
верхней палубе в средней части, кормовые - палубой ниже. Боезапас
составлял 275 выстрелов на орудие.
Зенитное вооружение
Вооружение линкора дополняли четыре 47 мм пушки системы «Гочкиса» образца 1902 года на станках для зенитной стрельбы. Зенитки должны были располагаться на палубе полубака в районе второй дымовой трубы.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение состояло из шести 450 мм подводных торпедных аппарата, расположенных побортно в районе боевой рубки, два располагались с правого борта и один с левого. Еще три были расположены под кормовой надстройкой два с левого борта и один с правого.
Зенитное вооружение
Вооружение линкора дополняли четыре 47 мм пушки системы «Гочкиса» образца 1902 года на станках для зенитной стрельбы. Зенитки должны были располагаться на палубе полубака в районе второй дымовой трубы.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение состояло из шести 450 мм подводных торпедных аппарата, расположенных побортно в районе боевой рубки, два располагались с правого борта и один с левого. Еще три были расположены под кормовой надстройкой два с левого борта и один с правого.
Послесловие
После отмены проекта рассматривались различные варианты достройки. Предполагались варианты достройки в качестве пассажирских лайнеров, грузовых судов, танкеров, или даже использования в качестве несамоходных плавучих цистерн, но в конце концов и они были остановлены. А в 1922 году в связи с ратификацией Вашингтонского договора, корабли были формально исключены из списков флота, а большая часть заготовленных для них материалов и оборудования была использована для достройки Béarna уже в качестве авианосца.
После отмены проекта рассматривались различные варианты достройки. Предполагались варианты достройки в качестве пассажирских лайнеров, грузовых судов, танкеров, или даже использования в качестве несамоходных плавучих цистерн, но в конце концов и они были остановлены. А в 1922 году в связи с ратификацией Вашингтонского договора, корабли были формально исключены из списков флота, а большая часть заготовленных для них материалов и оборудования была использована для достройки Béarna уже в качестве авианосца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий