Весной 1959 года первое судно на воздушной подушке пересекло Ла-Манш. В СССР, как водится, все «подушки» - того ... Нет, работы были – те же катера Левкова, однако уже тогда, в 1940-е, было ясно, что без мощных и компактных двигателей и без вечной проблемы – угловых редукторов, эту задачу не решить. Собственно появление в 1950-х годах уже отлаженных турбовальных двигателей и сдвинуло идею «воздушной подушки» с мертвой точки неудачных экспериментов. Соответственно в 1959 году на ЦАГИ упала целая куча задач по СВП. Одна из идей той поры : боевая разведывательная машина на воздушной подушке ...
Разрабатывался на Волгоградском тракторном заводе. Такая помесь бронеавтомобиля и летательного аппарата. Воздушная подушка сопловая, сила тяги для движения создавалась вентилятором. Интересно, что рули направления и стабилизаторы были одновременно и крышками сопла двигателя и проточной части вентилятора (то есть, машина трансформировалась в нормальный автомобиль).
Формально, учитывая узкую целевую задачу использования на больших водных поверхностях и зон затопления и тонкое бронирование, машина действительно казалась курьезом. Но все течет, все меняется. Тонкая броня? Можно установить комплекс активной защиты. Например, в Арктическом регионе будет очень даже неплохо : ПТУРы и РПГ будут «сниматься» КАЗ, а танки и артиллерию в тундровые болота не загонишь. Фактически весь Крайний Север и зимой, и летом представляет для такой машины идеальную среду обитания, где с ним по проходимости и скорости не сравнится никто.
Прорабатывался ещё более интересный вариант : если взять часть воздуха от вентилятора и подать на боковую платформу, у бортов которой поставить две таких машины, то получается десантная платформа для перевозки тяжелой техники – тех же танков, артиллерии, ЗРК и т.п., тех, что сами ни по болотам, ни по шуге, ни по эстуариям сибирских рек не пройдут.
Тогда, при Хрущеве, это оказалось не нужно : желающих лезть в советскую Арктику не было.
https://alternathistory.ru/ (Иван Бякин).
Комментариев нет:
Отправить комментарий