26/07/24

Опытный пулемёт ТКБ-297П Салищева-Галкина (СССР. 1942 год).

В 1942 году конструкторы ЦКБ-14 Салищев и Галкин спроектировали «противотанковый» пулемет под патрон 14,5х114, хотя его следовало бы назвать противоброневым. Кроме борьбы с бронемашинами, он предназначался для решения и других задач. Ибо небольшим пехотным подразделениям требовалось скорострельное оружие для ведения огня по скоплениям живой силы и техники, огневым точкам противника на дальностях до 1500 метров ...
Но испытания пулемёта ЦКБ-14 конструкции Салищева-Галкина задержались из-за того, что пулемёт был доставлен на полигон не только без каких-либо чертежей … но и без затвора. Лишь в апреле 1943 года после прибытия представителя ЦКБ-14 с упомянутой деталью стало возможным, наконец, провести полигонные испытания пулемёта. Ещё при опробовании стрельбой было замечено, что пулемёт, «как сумасшедший подпрыгивает». В цифрах это проявилось при стрельбе на кучность. На дистанции 300 м при стрельбе со станка ЦКБ-41 (конструкции Полюбина) по фанерному щиту 3×3 м тремя очередями по 10 патронов в щит попало 7 пуль из первой и третьей серии и 6 — из второй. Для дистанции в 600 по щиту 6×6 м результат составил 6, 5 и 4 пули соответственно. Результаты со станком обр. 1938 г. от ДШК были заметно лучше — по крайней мере, все пули попадали в щит — поэтому станок Полюбина был снят с испытаний. Этап на безотказность пулемёт из ЦКБ прошёл относительно неплохо, дав отказ лишь при густой смазке. 
 
Стрельба на живучесть показала, что отдельные детали пулемета начинают выходить из строя примерно после 2000 выстрелов. При этом живучесть ствола оказалась заметно ниже — уже после 900–1000 выстрелов в заметных количествах начали появляться овальные пробоины. При этом, как отметили испытатели, выходящие из строя детали — затвор и ползун — хотя и содержатся в ЗИПе пулемёта, но изготовлены из высокосортной стали, имеют большие размеры, сложную форму и сложны в производстве. К такого рода деталям, по мнению офицеров полигона, должно быть предъявлено требование о живучести, равной суммарной у трёх стволов, входящих в комплект к пулемёту. Между тем, ползун первый раз треснул на 681 выстреле, а заменивший его запасной — после 3000, на том же месте, что и первый. Затвор дал трещину после 2800 выстрелов. 
 
По различным причинам не подходил он и на другие роли (кроме пехотного) : танкового (из-за длины ствольной коробки) и зенитного. Изложив все соображения в итоговом выводе, на НИПСВО сочли пулемёт Салищева-Галкина непригодным к доработке. ЦКБ-14 было предложено форсировать отработку новой системы.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий